Что дало название библейскому термину геенна огненная. Что такое геенна огненная

Геенна огненная

Выражение «геенна огненная » и простое «геенна » означает место, где все время горит огонь и в этом огне корчатся души умерших грешников. Так сказать визуальное представление Ада.

Геенна Огненная или по-еврейски «Гэй бен-Ином» - это название самого глубокого и крутого ущелья в районе Иерусалима. Оно начинается от центрального водораздела Израиля, от улицы Кинг-Джордж в центре города. Огибает стены Старого Иерусалима, пересекает всю Иудейскую Пустыню и выходит к Мёртвому морю.

Именно здесь, у подножия Иерусалима когда-то находился центр самого ярого идолопоклонства. Здесь местные жители приносили своих детей в жертву Молоху, амонейскому идолу Древнего Востока. Сюда якобы приходили еврейские пророки, чтобы бороться против идолопоклонства. После в этом месте просто сжигали мусор, жгли трупы преступников и отступников, которых нельзя было хоронить на кладбищах. Здесь постоянно горел огонь и что-то сжигали. Поэтому ущелье Гэй бен-Ином в христианской мифологии стало олицетворением Ада. «Гэй-бен-Ином» трансформировался в русском произношении в Геенн и потом все историческое место в Геенну Огненую. Начиная со II в. до н. э. Геенна стала символом загробного воздаяния за грехи.

Интересно, что в наше время скалистые обрывы этого ущелья стали местным центром любителей скалолазания. Старые кладбища и монастыри добавляют ему элемент таинственности.

Другие интересные выражения из русской речи:

Газетная утка это заведомо неверная информация, опубликованная в газете. Проще говоря, вранье, вымысел, неправда. Цели газетных уток могут быть как вполне

Гадание на кофейной гуще возникло едва ли не одновременно с появлением кофе как напитка. Знаете ли вы, что родиной кофе является Эфиопия – страна на северо-востоке

Один из мифов о подвигах Геракла (великана из греческой мифологии, который под именем Геркулеса перекочевал к этрускам и римлянам) повествует о том, что во время

«Это было при царе Горохе » говорят, имея ввиду «в стародавние времена», давным-давно. Но что это за царь Горох , почему именно горох, а не редис, например?

Еще интересные выражения

Геенна - иудаизм и христианство считают ее символом Судного дня, для ислама - это сущий Ад, а в православии Геенна приходит на смену Аду, и считается переходом в другой мир. Геенна приобрела название от долины Еннома, которая находится на юго-западе от Иерусалима. Начинается от улицы Кинг Джордж, проходит по пустыне и уходит в Мертвое море.

В Новом завете встречается на греческом - yeevva. В Коране - это синоним Ада, и схоже со словами семитских языков. В Талмуде звучит как Gehinnam, у евреев Ge Hinnom и означает «Долина Еннома», а в Торе - это Gai Ben-Hinnom и переводится как «Долина сынов Еннома». В Библейских сказаниях название долины можно увидеть 12 раз.

Геенна Огненная значение фразеологизма

Выражение «геенна огненная» и простое «геенна» означает место, где все время горит огонь и в этом огне корчатся души умерших грешников. Так сказать визуальное представление Ада.

Геенна Огненная или по-еврейски «Гэй бен-Ином» - это название самого глубокого и крутого ущелья в районе Иерусалима. Оно начинается от центрального водораздела Израиля, от улицы Кинг-Джордж в центре города. Огибает стены Старого Иерусалима, пересекает всю Иудейскую Пустыню и выходит к Мёртвому морю.

Именно здесь, у подножия Иерусалима когда-то находился центр самого ярого идолопоклонства. Здесь местные жители приносили своих детей в жертву Молоху, амонейскому идолу Древнего Востока. Сюда якобы приходили еврейские пророки, чтобы бороться против идолопоклонства. После в этом месте просто сжигали мусор, жгли трупы преступников и отступников, которых нельзя было хоронить на кладбищах. Здесь постоянно горел огонь и что-то сжигали. Поэтому ущелье Гэй бен-Ином в христианской мифологии стало олицетворением Ада. «Гэй-бен-Ином» трансформировался в русском произношении в Геенн и потом все историческое место в Геенну Огненую. Начиная со II в. до н. э. Геенна стала символом загробного воздаяния за грехи.

Интересно, что в наше время скалистые обрывы этого ущелья стали местным центром любителей скалолазания. Старые кладбища и монастыри добавляют ему элемент таинственности.

Долина Еннома

Раньше эта долина никак не была связана с адом, огнем и смертью. Люди просто сжигали тут мусор и мертвых животных. Поэтому в мифологии это место стали считать наказанием и отбросами, сжигаемые огнем. Однако у Геенны есть свои интересные и необычные корни. У древнего народа в любой культуре почти каждое движение и действие считалось ритуальным и магическим. Сжигание животных было не исключением, говорят, так проводили разнообразные обряды, а людей могли сжечь и живьем.

Через геенну проводили маленьких детей, такой был обряд, связанный с огнем и человеческими жертвами. Ханаанцы отдавали в жертву своего новорожденного первенца идолу Молеху. Вообще ему всегда приносили все самое ценное. Ветхий Завет за такие деяния угрожал долине Божьей Карой и страшным проклятием, а грешники должны были обрести вечную огненную муку. Иудеи занимались животным жертвоприношением, так как человеческие жертвы в их веровании были строго запрещены.

Воздух наполнял запах человеческого мяса, а пламя огня виднелось по всей округе, что пугало местных жителей. Огонь был необходим для очищения больных и зараженных людей и животных, чтобы болезни не перешла на живых. Тело должно было быть обязательно предано земле и огню. Если этого не происходило, люди верили в большой грех и проклятья.

В Библии сказано, что долина должна иметь называние «Долина убиения», так как мест для захоронения мертвых почти не оставалось. Это отвратительное место, где обитает всякая нечисть и трупы. Там вечный огонь и горящие тела. У евреев накануне Шаббата геенна гаснет, в которой грешники искупали грехи, а душа получает свободу. После Шаббата умершие души снова попадают в геенну и предаются мукам.

В далеком прошлом Геенну Огненную разделяли между собой два еврейских племени Йеуда и Биньямин. Это разделение на сегодняшний день стало границей Израиля и Иордании. На одной стороне был расположен полис, а на другой захоронения, напоминающие склепы. Из этого можно сделать вывод, что на границе был некрополь, и вход в миры живых и мертвых. По обычаям запрещалось хоронить в стенах города, поэтому захоронения были снаружи. Так образовалось два кладбища Кидрон и Гей бен Хином.

Простой народ это место принимают за Ад, где душу ждут вечные мучения и беспощадное наказания огнем. Если верить Библии, то Ада в конце жизненного пути не существует. Ад - это предварительное заключение, после которого душа попадает в геенну огненную. Раньше геенна была похожа на свалку, где горели животные, нищие, преступники и там всегда пылал огонь. Со второго века до нашей эры долина считалась как символ загробного мира.

Геенна стала для многих литераторов, художников и музыкантов большим источником вдохновения. О ее упоминании, например, можно услышать в «Гамлете» у Шекспира. Часто долину изображали на холстах в средневековье, позже она была замечена в русской иконописи. В наши дни геенна огненная сохранилась как достопримечательность Израиля со своей страшной и незабываемой историей. Над долиной располагаются гостиницы и развлекательные центры, куда могут приехать и отдохнуть туристы, а также сходить на экскурсию в Геенну огненную.

Видео - Геенна Огненная



Вопрос о том, что такое «гиена огненная» - практически бессмысленный, поскольку словом гиена называется хищный зверь, обитающий в Евразии и Африке.

Огненным это животное ни по окраске, ни по образу жизни не является. Так что речь, видимо, идет о геенне - месте, расположенном близ Иерусалима, которое некоторые люди называют ошибочно - «гиена огненная».

Еврейская долина

Слово «геенна» - калька с греческого geenna. Это слово, в свою очередь, позаимствовано из древнееврейского языка, в котором обозначало долину недалеко от Иудейской столицы. Она называется Гинном. С местом, которое многие зовут «гиена огненная» (а на самом деле - геенна), связана

История

Библейский источник рассказывает нам о том, что воцарившийся после своего отца Давида сын его, Ахаз, был идолопоклонником и устроил в «долине Еннома» - так Библия именует долину Гинном - жертвоприношения. Здесь иудеи бросали в огонь своих детей, чтобы угодить идолу Молоху. Эти ужасающие подробности описаны в книге 2 Паралипоменон (28:3) и в (7:31-32). Здесь же изложено обещание Господа предать это место проклятию, чтобы оно называлось долиной убийства. Сюда, согласно пророчеству, станут бросать трупы без захоронения. Примечательно, что многие века спустя так оно и случилось. В этот крутой и глубокий ров, огибающий стену старого Иерусалима, сбрасывали мусор и мертвецов, которые не удостаивались места на кладбище, поскольку были преступниками. Геенна (неправильное произношение встречается намного чаще - гиена) огненная пылала пламенем день и ночь, чтобы из гниющего рва не распространялись инфекция и вонь. Огонь поддерживали, применяя для этого серу.

Символическое звучание

Уже во времена Иисуса Христа имя этого оврага стало символом адского огня, места суда за грехи. Евангелист Матфей, передавая речи Господа, не раз упоминает о геенне. Иисус говорит о том, что если человек чувствует, что его соблазняет грех воровства, прелюбодеяния и т. д., то ему лучше расстаться с некоторыми частями тела - теми, что олицетворяют вожделение (руки, ноги, глаза), чем погубить душу в геенне огненной. О том же свидетельствуют евангелисты Лука и Марк. У Марка «гиена огненная» (запоминайте, как правильно - геенна) характеризуется как место, где «червь не умирает и огонь не угасает», то есть область вечных мук.

Такое же значение у этого понятия в верованиях иудеев, для которых авторитетным источником является только И даже в исламе геенна огненная тоже олицетворяет ад (Коран 4:168-169).

Синонимический ряд этого зловещего понятия включает представления почти всех народов о страшном месте, где корчатся в огне души неправедных людей. Это тартар, преисподняя, тьма кромешная, область невыносимых страданий. В христианских источниках мы встречаем упоминание о том, что место обитания дьявола и страдания душ наполнено серой.

Почему суд - страшный?

Повествования о геенне тесно связаны в с темой судного дня. Согласно источнику, окончательный суд над всеми людьми состоится в конце времен и решит участь каждого живущего. Этот суд принято именовать «страшным», хотя в самой Библии он нигде так не называется. Писание повествует о том, как будет он проходить: ангелы соберут живых и мертвых, верующих и неверующих, поставят всех перед Христом. Судимы будут не только дела, но и каждое слово, и помысел. Праведным людям Христос приготовил царство, а грешникам вместе с дьяволом и его свитой - «огонь вечный». Другое толкование, основанное на посланиях апостола Иоанна (Иоан. 5:24, 3:18) и (1 Коринф. 3:11-15), утверждает, что уверовавшие в Спасителя подвергнутся другому суду, отличному от того, каким будут судимы язычники. Будет рассматриваться их христианская жизнь. Дела станут проверяться огнем - чье дело устоит, тот будет награжден, а у кого сгорит, тот спасется, но «как бы из огня».

В наши дни

Это ущелье сохранилось до сих пор, только сегодня это не геенна (и уж тем более не «гиена») огненная. Иерусалим сохранил ров как исторический памятник, куда наведываются любознательные туристы-скалолазы. А над склонами ущелья расположились современные гостиницы и развлекательные центры.

В культуре

Не удивительно, что исполненная великой тайны тема геенны стала для литераторов, художников, музыкантов. Геенна огненная в качестве наказания упоминается в произведении Мельникова-Печерского «В лесах», в трагедии «Гамлет» Шекспира и во многих других художественных творениях. Вынесенная в заголовок произведения французского романиста Жориса-Карла Гюисманса, она получает метафорическое звучание, подчеркивающее, что ад существует внутри нас, а единственный выход из него - это вера.

Геенну часто изображали художники средневековья, присутствует она и в русской иконописи. «Геенной огненной» первоначально назывался альбом музыкальной группы «ДК», выпущенный в 1986 году.

Вот мы и разобрались в том, что словосочетание «гиена огненная» - это ошибочное использование фразеологизма «геенна огненная», а заодно выяснили, какой смысл таится в этом загадочном выражении.

Вот мы и подошли к слову геенна, о котором упомянули в начале раздела. Сегодня у большинства христиан, впрочем, как и у людей некоторых других вероисповеданий, этот термин ассоциируется с посмертным вечным мучением грешников в аду. Однако в Библии никакой связи между словами ад и геенна нет. Адом (преисподней), напомним, именуется могила, а геенна (греч. γεενναν) обозначает огонь, в котором будут сожжены воскрешенные грешники после Второго Пришествия Христа. В Ветхом и Новом Заветах неоднократно говорится об уничтожении после Великого Суда греха и грешников на земле огнем:

«Будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне . Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени (Ис. 33:12,14).

«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома , и попалит их грядущий день , говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1,3).

«Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий , и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс. 49:3,4).

«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше … И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет ; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66:22,24 , см. также Ис. 30:33 , Ис. 34:8-10 , Ис. 38:16-23 , Наум. 1:9,10 , 2 Пет. 3:7,10 , Пс. 10:6 , Пс. 36:20 , Евр. 6:8 , 2 Фес. 1:6-10 , 1 Кор. 3:13).

Не об аде , а именно о Великом Суде не раз говорил Иисус, рисуя людям картину гибели грешников в геенне огненной . Чтобы у вас не осталось сомнения, повнимательнее посмотрите на слова Христа:

«И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает » (Мар. 9:47,48).

«Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым » (Лук. 3:17 , см. также Лук. 17:28-30 , Мф. 5:22,29,30 , Мф. 10:28 , Мф. 13:29,30,40-43 , Мф. 23:33).

В первом случае, рассказывая о геенне, Иисус цитировал текст Писания Ис. 66:24 о конце современной Земли (см. выше), а во втором сравнивал с соломой людей, которых уничтожает огонь в картине Великого Суда в Мал. 4:1 (см. выше).

Также можно увидеть сходство в описании Иисусом дня Его Второго Пришествия в Лук. 17:29 и изображении в Откр. 20:10,15 картины истребления в конце света грешников: в обоих случаях мы видим огонь и серу :

«В день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится » (Лук. 17:29,30).

«Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное . И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное » (Откр. 20:10,12,15).

Наверное, дорогой читатель, у вас созрело как минимум два вопроса:

1. Откуда появилось слово геенна?

2. Как получилось, что понятия ад и геенна объединились?

Понятие геенна на страницах Библии впервые употребил Иисус для описания предреченного Богом уничтожения грешников огнем. Видимо, в то время этот термин устойчиво вошел в оборот, так как слушающий Его народ не выразил ни малейшего непонимания предупреждениям Христа. Историю слова геенна проследить несложно.

Термин геенна происходит от названия долины сынов Енномовых (по-еврейски Ге-Хинном). Она располагалась с южной стороны Иерусалима (см. Иис. Нав. 15:8 , Иис. Нав. 18:16) и описывалась в Библии как долина убиения (см. Иер. 7:32 , Иер. 19:6). При царях Ахазе и Манассии здесь был Тофет - место, где сжигались в жертву языческому божеству Молоху дети (см. 2 Пар. 28:3 , 2 Пар. 33:6 , Иер. 7:31 , Иер. 19:5,6 , Иер. 32:35 , Пс. 105:37-38). Иудейский царь Иосия, уничтожая идолопоклонство, осквернил это место (см. 4 Цар. 23:10), сделал его свалкой, где по-народному поверию всегда горел огонь, в котором, дабы не хоронить сжигались тела мертвых разбойников и богоотступников. С такой теорией образования слова геенна согласны большинство богословов и историков. Как мы видим, долина Гехинном, является вполне подходящей картиной для изображения места уничтожения грешников, где червь их не умирает и огонь не угасает (см. выше Мар. 9:48 , Ис. 66:24). Именно поэтому название долины стало нарицательным термином «геенна», символизирующим Последний Суд.

Разобравшись в значении слова геенна, можно понять важность предупреждения Иисуса:

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне » (Мф. 10:28).

Здесь мы вновь видим гибель души грешника (жизни, личности человека) в геенне вместе с телом , а не мучение там духа отдельно от тела.

Однако спустя века после Христа слова геенна и ад приобрели совсем иные значения. Церковь посчитала, что там и там в огне страдают души грешных людей сразу после смерти. Такое заблуждение произошло по понятным причинам. Мы уже не раз говорили, что христиане вполне осознанно старались отделиться от иудаизма. Соответственно, значение ветхозаветного Писания постепенно умалялось и, как следствие, христиане его исследовали не так глубоко, как следовало бы. К сожалению, и Новый Завет изучался довольно поверхностно. Вместо этого в церковь вместе с полуобращенными язычниками, потянувшимися в популярную религию за экономическими, социальными и политическими привилегиями, а в последствии и с массово насильно «крещенными» языческими народами проникали и их верования в загробную жизнь . Так несколько факторов - плохое знание ветхозаветного Писания, недостаточный анализ Нового Завета, влияние языческих верований, плюс все более смелое введение в жизнь церкви новых доктрин - привели к неверному толкованию учения Библии о смерти, аде и рае.

Итак, геенна - это не ад. В Библии геенна обозначает огонь, в котором после Второго Пришествия Христа будут истреблены люди, не записанные в книгу жизни.

Долина «Геенна Огненная» (Иерусалим, Израиль) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Израиль
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Во всех авраамических религиях есть специальное место, куда грешники попадают после смерти и расплачиваются за свои злодеяния, испытывая вечные страдания: жарятся на раскаленных сковородках, горят в огне, задыхаются от едких и ядовитых испарений, словом, подвергаются невероятным мучениям. Кажется, что каждому человеку, воспитанному в соответствии с христианскими, исламскими или иудейскими канонами, это известно с самого детства, даже заядлые атеисты прекрасно знают, что такое ад. А кто догадывается о том, что на Земле есть вполне реальный его прообраз - расположенная в Иерусалиме долина «Геенна Огненная»?

У местности много разных имен: Гинном, Гай бен Хином, Джаханнам, Еннома. Согласно Ветхому Завету, до наступления эпохи пророка Иеремии здесь приносили кровавые человеческие жертвы богу Молоху - антагонисту Яхве, мрачному царю преисподней. После искоренения традиции идолопоклонничества ее использовали для массовых захоронений и сжигания тел казненных преступников, а также же как свалку для мусора.

Со временем долина перестала быть чисто географическим понятием и трансформировалась в один из ключевых религиозных символов, став синонимом библейского ада. Слово «геенна», имеющее семитское происхождение, распространилось в языках ряда европейских стран.

Что посмотреть

«Страшная» преисподняя представляет собой глубокую и достаточно широкую расщелину, залегающую на глубине около 100 м и зажатую между крутыми склонами. Она расположена между районом Иерусалима Абу-Тор и горой Сион , достигая почти 1 км в ширину и 2,7 км в длину. В древности тут проходила северная граница Иудеи, сегодня - разграничительная линия между Старым и Новым городом.

Долина берет начало в квартале Эзрат Исраэль, проходит по бассейну Султана и Мамилы, захватывая район Хуцот ха-Йецер и пространство около горы Сион.

Едва ли в современном облике Гай бен Хином можно разглядеть зловещие картины классического ада, разве что при наличии богатого воображения получится представить пылающие языки пламени и «услышать» крики мучающихся нечестивцев. Типичный пейзаж впадины - каменистые склоны, покрытые скудной травой и хвойной растительностью, белые стены малоэтажных домов, остатки старых укреплений и вьющееся змейкой автомобильное шоссе. Глядя на этот полупустынный ландшафт, трудно поверить в то, что когда-то здесь пылали костры.

«Геенна Огненная» - культовое и мистическое место, ставшее таковым благодаря своей леденящей кровь репутации. Именно это и привлекает сюда путешественников, стремящихся взглянуть на земной образ царства тьмы.