Богодухновение Божий Дух – это Его сила, мысли и намерения. Библия онлайн

Игорь Смирнов

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).

Что есть богодухновенность, о которой упоминает апостол Павел в 2Тим.3:16? Предварительно рассмотрим близкое по смыслу слово «вдохновение». Под вдохновением, как правило, подразумевается некое воздействие извне, способствующее созданию чего-либо, что превышает обычные способности человека. Подобное понимание вдохновения может показаться допустимым и в отношении богодухновенности (Θεοπνευστος — theopneustos), которое обычно трактуется как мистическое воздействие Святого Духа на автора конкретной Книги, составляющей Канон Священного Писания. Исследуем, насколько правомерным является понимание богодухновенности как действия Духа, вдыхающего в авторов некий текст, который становится Священным Писанием, или же действия Духа по становлению текста Писания Словом Божиим?

II. РАБОТА СВЯТОГО ДУХА

Рассмотрим 2Тим.3:16. Здесь ничего не говорится о способе богодухновенности. Понимание богодухновенности как В-ДОХНОВЕНИЯ не обусловлено смыслом греческого слова Θεοπνευστος, поскольку данное слово говорит преимущественно о дыхании, показывая богодухновенность как ДЫХАНИЕ, созидательное дыхание Божие, аналогичное смыслу сказанного в Пс.32:6 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их». Дыхание есть символ творческой силы Бога. (Не следует смешивать богодухновенность с освещением и откровением Духа). Поэтому богодухновенность Писания следует воспринимать как действие Духа, не столько В Священное Писание направленное, сколько ИЗ Священного Писания исходящее. Представление о богодухновенности как о внушении авторам текста или как о некоем качестве, приданном Писанию, когда Дух входит в обычный текст и последний становится Словом Божиим, неправомерно.

Рассмотрим 2Пет.1:19-21 «(19) И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, (20) зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. (21) Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» Пророчество уже существует (19). Затем оно передается на письме. Выражение «движимы Духом Святым» (21) указывает на воздействие Духом на пророков (Божиих людей), но не раскрывает, как именно Дух воздействует. Определенно это не означает механической передачи готового текста, поскольку действие Духа проявляется двояко: как 1) откровение (сообщение истины) и 2) как вдохновение (направление авторов). Дух признает личностный фактор в людях, участвовавших в создании текста Священного Писания, дает им знание того, что именно они должны передать, помогает подобрать слова, заботится о форме и стиле Писания. Итак, богодухновенность в полноте смысла этого слова следует рассматривать как созидательный акт Божий, направленный на передачу истины посредством авторов Писания. Цель богодухновенности: Писание должно говорить голосом Бога с небес.

Поскольку Писание в целом и в каждом стихе является богодухновенным, постольку оно в целом и в каждом стихе пригодно для учения, назидания, исправления и наставления в праведности. Ибо Писание есть Слово Бога, говорящего нам с небес.

III. СВИДЕТЕЛЬСТВО БОГОДУХНОВЕННОСТИ ПИСАНИЯ

Богодухновенность Писания становится очевидной при условии воздействия Святого Духа на человека. Дух является постоянным свидетелем богодухновенности Писания, того, что оно есть Слово Божие. Свидетельство Духа, называемое внутренним (в отличие от внешнего свидетельства самого Писания о себе) неразрывно связано с возрождением и освещением человека. Возрождение обусловливает принятие свидетельства и его понимание, дает человеку возможность ответить на внешнее свидетельство Писания о себе как Слове Божием (Ин.3:3; 1Кор.2:15). Освещение же показывает совершенство Слова Божиего. Совершенство — один из важнейших атрибутов Священного Писания.

Дух не открывает какой-либо новой истины. Он свидетельствует об истине, которая уже имеется в Писании. Дух дается для веры этой истине. Со своей стороны, Писание является наиболее полным свидетелем Святого Духа. Следует различать восприятие свидетельства (вера) и понимание свидетельства. 1Кор.14:38 устанавливает, что понимание не всегда приходит одновременно с принятием. Свидетельство Духа и свидетельство самого Писания являются двумя столпами, на которые опирается наша вера. Дух ведет к Слову.

Обратим внимание на 1Кор.2:4,5 «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.» Апостол Павел заявляет, что его проповедь соделана Духом и силой Божией. Не основана на ораторском искусстве и человеческой мудрости. Истинный автор проповеди — Дух, слова Павла — Слова Божии. Именно на этом факте основывается вера коринфян. Равно и в 1Фес.1:5 «потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.» Не убедительность построенной речи явилась основанием веры.

Итак, восприятие Слова неразрывно связано с силой и удостоверением от Духа. Это и является внутренним свидетельством Духа. Немаловажно обратить внимание на упоминание о принятии Слова с радостью (1Кор.2:6). Это важный знак, поскольку обретению и осознанию истины от Духа сопутствует радость.

Написание богодухновенного текста Священного Писания не происходило по воле и инициативе человека, как не происходит по воле человека и устное пророчество. Это не размышление и воображение. Это особая деятельность Духа, которая исключает создание мертвого текста Писания. В данной связи обратим внимание на сбывшиеся пророчества. Они никоим образом не являются фактами прошлого. Они воздействуют и сегодня: знание о них благотворно и ведет к укреплению веры.

Божественное деяние по созданию Писания произошло в прошлом. Ныне действие Духа есть возрождение человека и просвещение его, убеждение каждого возрожденного в истинности свидетельства Писания. Понимание Писания связано с духовным ростом. Чем больше освещение Духом, тем более возможности увидеть богатство и глубину истины Писания. В 1Ин.2:20,21 мы читаем о том, что христиане, к которым обращается апостол: 1) имели помазание от Духа и 2) знали все. Знание всего неразрывно связано с помазанием от Духа. Без помазания от Духа знание не может быть оценено.

IV. ВЕРБАЛЬНАЯ (СЛОВЕСНАЯ) БОГОДУХНОВЕННОСТЬ

Можно ли утверждать, что не только текст Библии в целом является богодухновенным, но каждая Книга, глава, стих и слово являются богодухновенными? Не будет ли преувеличением утверждение о том, что каждое слово является богодухновенным, то есть, именно тем словом, которое хотел сказать Дух? Если мы передаем мысль при помощи слов, то эта мысль должна быть выражена наиболее адекватно. Обратите внимание на серьезность заявления Христа о недопустимости исчезновения йоты и черты из закона. Поскольку это может вести к искажению смысла целого. Равно и передача мысли любыми словами не может быть допустима. Сказанное справедливо и в отношении последовательности слов (что связано так же со структурой того или иного языка). Поэтому замена слова или порядка слов может привести к ослаблению или искажению смысла. Пример: Всё со мной. Говорится о неживых существах. Все со мной. Речь идет о живых существах.

ВЫВОД: Каждое слово в Писании ценно (1Кор.2:13), поскольку все Писание, включая каждое слово, исходит от Бога. Утверждение о мертвом тексте, взятом отдельно, не имеет основания. Писание всегда живо, даже в отдельном стихе (иначе ссылка на стихи теряет смысл). Реченные Богом истины никогда не превращаются в мертвый текст, не теряют своей силы, будучи словами Бога. Поэтому невозможно говорить о различной степени богодухновенности того или иного места Писания. Все Писание богодухновенно в равной степени.

«Всё Писание вдохновлено Богом и полезно»

«Всё Писание вдохновлено Богом». Эти слова из 2 Тимофею 3:16 указывают на Бога, чьё имя Иегова, как на Автора, который вдохновил написание Библии. Какое удовлетворение и радость приносит чтение вдохновлённого Богом Писания! Это настоящий кладезь истинного знания! В нём хранится «знание о Боге», которое во все времена искали и ценили люди, любящие праведность (Прит. 2:5).

Одним из таких искателей знания был Моисей, которого Бог назначил вождём новообразованного народа Израиль. Моисей говорил, что Божье наставление освежает «словно роса… словно ласковый дождь на траву и обильные ливни на зелень».

Другим искателем знания был Давид - отважный воин, преданно защищавший имя Иеговы Бога. Он молился: «Наставь меня, о Иегова, на твой путь. Я буду ходить в твоей истине».

Позднее знание о Боге искал миролюбивый Соломон, построивший одно из самых величественных зданий на земле - дом Иеговы Бога в Иерусалиме.

Соломон ценил Божью мудрость и отзывался о ней так: «Приобретение мудрости лучше приобретения серебра и прибыли от неё больше, чем от золота.

Она ценнее кораллов, и ничто из того, что тебе дорого, не сравнится с ней» (Втор. 32:2; Пс. 86:11; Прит. 3:14, 15).

Иисус, Сын Бога, высоко ценил Божье слово и говорил: «Твоё слово есть истина». Он сказал своим последователям: «Если вы держитесь моего слова, то вы действительно мои ученики. Вы познаете истину, и истина освободит вас» (Иоан. 17:17; 8:31, 32).

Слово, которое Иисус получил от своего Отца, обладает поистине огромной силой. Это слово Бога. После того как Иисус умер, воскрес и вознёсся на небо, заняв место по правую руку от Иеговы Бога, он открыл людям другие подробности о слове своего Отца.

Например, он прекрасно описал благословения, которые Бог изольёт на людей на райской земле.

После этого Бог велел апостолу Иоанну: «Запиши, потому что эти слова верны и истинны». Да, все слова во вдохновлённом Богом Писании «верны и истинны» и приносят огромную пользу всем, кто к ним прислушивается (Отк. 21:5).

Как получить эту пользу для себя? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте полностью прочитаем слова апостола Павла, записанные во 2 Тимофею 3:16,17: «Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всем, полностью подготовлен ко всякому доброму делу».

Значит, вдохновлённое Богом Писание полезно для того, чтобы обучать нас, знакомя с правильными учениями и нормами правильного поведения, и исправлять наше мышление и наш образ жизни.

Кроме того, оно обличает и наставляет нас, благодаря чему мы можем смиренно ходить в истине и праведности. Если мы позволяем Божьему Слову обучать нас, то мы можем стать «Божьими сотрудниками» (1 Кор. 3:9).

Сегодня для человека нет большей чести, чем честь трудиться в деле Бога и быть Божьим человеком, который «сведущ во всем, полностью подготовлен ко всякому доброму делу».

Прочное основание для веры

Чтобы быть Божьим сотрудником, человеку необходима вера. Её не следует путать с пустым легковерием, которое так распространено сегодня.

Многие люди считают, что достаточно придерживаться хоть каких-нибудь взглядов, будь то религиозные, эволюционные или философские взгляды.

Однако Божий человек должен держаться «образца здравых слов… с верой и любовью, что во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:13).

Его вера должна быть подлинной и живой, потому что «вера - это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого».

В её основании должна лежать твёрдая убеждённость в том, что Бог существует и что он вознаграждает тех, кто поступает угодным ему образом (Евр. 11:1, 6).

Такую веру можно развить только путём усердного изучения Божьего Слова, Библии. Эта вера основывается на глубокой любви к Библии и к Иегове Богу,
о котором в ней рассказывается, а также к его Сыну, Иисусу Христу. Существует только одна живая вера, точно так же как существует только один Господь, Иисус Христос, и один Бог и Отец всех, Иегова (Эф. 4:5, 6).

Нам нужно знать, что представляет собой Божье Слово, как оно появилось, насколько авторитетным источником оно является, для какой цели оно нам дано и как оно помогает поступать праведно.

Чем лучше мы будем понимать прекрасную библейскую весть, тем крепче будет наша вера. Более того, мы полюбим Библию и её Автора настолько горячо, что ничто не сможет заглушить в нас эту веру и любовь.

Писание, в том числе и высказывания Иисуса Христа, служит прочным основанием для веры. Истинная вера выдержит все испытания, трудности и
преследования, а также все искушения, которых так много в этом безбожном мире с его материалистическим настроем и философиями.

Она всё победит и с ликованием войдёт в Божий новый мир праведности. «Вот победа, победившая мир,- наша вера» (1 Иоан. 5:4).

Чтобы обрести веру и твёрдо её держаться, нам нужно усердно развивать в себе любовь к Божьему Слову, Библии, и признательность за него.

Библия - это ни с чем не сравнимый дар Бога людям. В ней хранятся духовные сокровища, глубина мудрости которых неизмерима. Она обладает такой силой наставлять людей и побуждать их стремиться к праведности, какой нет ни у одной другой книги на земле.

Углублённое исследование Слова Бога побудит нас воскликнуть вслед за апостолом Павлом: «О бездна богатства, и мудрости, и знания Бога!»

Знакомиться с боговдохновенным Писанием и его Автором - значит идти по пути вечной радости и удовольствия (Рим. 11:33; Пс. 16:11).

Иегова - Бог, готовый общаться

Говоря о славе имени Иеговы, Давид воскликнул: «Ты велик и совершаешь удивительные дела, ты - Бог, один ты» (Пс. 86:10). Иегова совершил для людей много «удивительных дел», в частности дал им своё Слово.

Это показывает, что Иегова - Бог, готовый общаться. Он с любовью открывает свои мысли ради блага своих творений. Как же мы должны быть благодарны за то, что наш Творец не равнодушный властелин, который окутан тайной и глух к нуждам любящих праведность людей!

Уже сейчас Иегова живёт с теми, кто проявляет веру в него и любовь к нему, и, как добрый Отец, он говорит своим любознательным детям хорошее. Так же будет и в приближающемся новом мире (Отк. 21:3).

Наш небесный Отец не похож на демонических божеств, представляемых страшными бессловесными идолами. Боги из металла и камня не проявляют
отцовских чувств к своим блуждающим в темноте поклонникам. Эти боги не могут рассказать им ни о чём хорошем. Поистине, «подобны им будут делающие их» (Пс. 135:15-19; 1 Кор. 8:4-6).

Иегова - «Бог милосердный и великодушный, медленный на гнев и исполненный любящей доброты и истины» (Исх. 34:6).

Именно любящая доброта побудила его с такой щедростью открыть людям истину и дать им мудрые советы о том, как следует жить, и пророчества,
освещающие путь к будущим благословениям.

«Всё написанное прежде было написано для нашего наставления, чтобы благодаря нашей стойкости и утешению из Писаний мы имели надежду» (Рим.
15:4).

Из вышних пределов, с самого неба, исходит достоверная информация для наставления людей, живущих в нижних пределах (Иоан. 8:23).

Иегова Бог никогда не передавал информацию на не известном языке. Он всегда общался с людьми на понятном им языке, на том языке, на котором говорили его верные свидетели (Деян. 2:5-11).

С Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем и еврейскими пророками Иегова разговаривал на языке, который был дан людям изначально и который известен
сегодня как древнееврейский.

Этот язык использовался до тех пор, пока люди его понимали. Он был всё ещё распространён во времена Савла из Тарса, с которым говорил на этом языке воскресший Иисус (Деян. 26:14).

Когда среди живших в плену израильтян распространился арамейский язык, на котором говорили халдеи, Бог передал некоторые сообщения на этом языке, потому что народ его понимал (Езд. 4:8-6:18; 7:12-26; Дан. 2:4б-7:28).

Позднее, когда международным языком стал греческий и большинство свидетелей Иеговы говорили на нём, Бог позаботился о том, чтобы его сообщения передавались и записывались на этом языке.

Записанные в Библии слова - это сообщения Иеговы, переданные на живом языке для блага смиренных, любящих истину людей.

Иегова сотворил разум и органы речи, такие, как язык, рот и гортань, благодаря которым создаётся всё многообразие речевых звуков во всех языках. Поэтому можно сказать, что Иегова Бог создал все языки.

Его власть над человеческим языком была ясно показана, когда он совершил чудо во время строительства Вавилонской башни (Исх. 4:11; Быт. 11:6-9; 10:5; 1 Кор. 13:1).

Для Иеговы Бога нет незнакомого языка. Он не только дал человеку первый, древнееврейский, язык, но сотворив разум и органы речи, заложил основание для создания арамейского, греческого и всех остальных из примерно 6 800 языков, на которых говорят сегодня люди.

Язык истины

Каким бы из человеческих языков ни пользовался Иегова, он всегда говорил на языке истины, а не религиозного мистицизма. Этот язык прост и понятен (Соф. 3:9).

Человек легко воспринимает трёхмерное изображение, то есть объёмные предметы, у которых есть длина, ширина и высота, и то, что они существуют в
потоке времени. Поэтому, рассказывая людям о невидимом, Иегова Бог пользуется образами, доступными для человеческого разума.

Например, Бог сконструировал шатёр, который затем построил в пустыне Моисей.

Под вдохновением Бога Павел использовал трёхмерные символические образы из описания этого шатра, чтобы объяснить величественные понятия небесного (Евр. 8:5; 9:9).

Другой пример. Иегова Бог - это дух, и в буквальном смысле он не сидит на чём-либо похожем на престол на небе. Однако, рассказывая о себе, Бог использует такой видимый символ, чтобы нам, людям, привязанным к видимым образам, было понятно: когда он начинает заседание небесного суда, это похоже на то, как на земле царь начинает заседание, садясь на престол (Дан. 7:9-14).

Легко переводимый язык

Так как Библия написана доступным, легко понимаемым языком, описываемые в ней символы и действия можно ясно и точно перевести на большинство современных языков. Во всех таких переводах сохраняется изначальная мощь и сила истины.

В любом языке простые, используемые в повседневной жизни слова, такие, как «конь», «война», «венец», «престол», «муж», «жена», «дети», несут точный, ясный смысл. Это в корне отличается от написанных людьми философских трудов, которые зачастую не поддаются точному переводу. Используемые в них сложные выражения и не ясные термины часто невозможно точно передать на другом языке.

Библия гораздо более выразительна. Даже когда Бог объявлял судебные вести неверующим людям, он использовал не философский язык, а символы, взятые из повседневной жизни.

Это видно, например, в Даниила 4:10-12. В этом отрывке было описано дерево, которое символически представляло царство хвастливого языческого царя. Затем говорилось, что должно было произойти с этим деревом, и этими действиями точно предсказывались будущие события.

Все эти сведения точно отражены в переводах на другие языки. Иегова Бог с любовью передавал информацию понятным для людей образом, чтобы
«истинное знание» умножилось.

Как же это помогает понимать смысл пророчеств во «время конца»! (Дан. 12:4).

Как была передана Библия?

Может возникнуть вопрос: «Как была передана Библия?» Это можно пояснить на примере из современной жизни. Линии связи включают в себя:

1) источник сообщения
2) передатчик
3) среду, по которой проходит сообщение
4) приёмник
5) слушатель

Если говорить о телефонной связи, то это:

1) абонент, делающий звонок
2) телефонный микрофон, преобразующий звуковые колебания в электрические импульсы 3) телефонные линии, по которым передаются эти импульсы
4) приёмник, преобразующий импульсы в звуки 5) абонент, принимающий звонок.

Нечто подобное происходит на небе:

1) Иегова Бог высказывает сообщение 2) часто это сообщение передаёт Слово, или Представитель Бога, известный сегодня как Иисус Христос 3) святой дух Бога (его действующая сила), используемый в качестве среды передачи информации, переносит это сообщение на землю
4) пророк Бога на земле принимает сообщение
5) оглашает его для блага Божьего народа.

Сегодня, чтобы доставить важное сообщение, иногда посылают с ним курьера. Иегова Бог тоже иногда предпочитал использовать духовных вестников, ангелов, чтобы доставить своим земным служителям некоторые сообщения с неба (Гал. 3:19; Евр. 2:2).

Как Бог вдохновлял написание Библии?

Выражение «вдохновлено Богом» - это перевод греческого слова тео́пнеустос, которое означает «Бог вдохнул». Бог «вдыхал» в верных ему людей свой дух, или действующую силу, побуждая их составлять и записывать Священное Писание.

Так он вдохновлял написание Библии. На разум пророков и других верных служителей Иеговы, которых он использовал для её написания, влияла
действующая сила Бога.

Это означает, что они получали от Бога сообщения, в том числе и видения, которые прочно запечатлевались в их умах.

«Пророчество никогда не появлялось по воле человека, но люди говорили от Бога, движимые святым духом» (2 Пет. 1:21; Иоан. 20:21, 22).

Бодрствовали ли эти служители Бога и были в полном сознании или спали и видели сны, дух Бога внушал им исходившие свыше сообщения.

Получив такое сообщение, пророк должен был передать его в словесной форме другим.

Когда Моисей и другие верные пророки воскреснут, они смогут подтвердить точность сохранившихся копий их писаний, ведь их восприимчивый воссозданный разум, вероятно, будет по-прежнему ясно помнить исходные
сообщения.

Например, апостол Пётр был так впечатлён видением преображения, что сумел живо передать его величие более 30 лет спустя (Матф. 17:1-9; 2 Пет. 1:16-21).

Автор Библии и его «палец»

Люди пишут с помощью пальцев. В древности они писали, держа перо или палочку, а сегодня - держа ручку или печатая на пишущей машинке или компьютере.

Это так, потому что Иисус говорил о духе Бога как о Его «пальце». Когда Иисус исцелил человека, одержимого демонами, и тот снова смог говорить и видеть, религиозные противники Иисуса стали говорить порочащие слова о силе, с помощью которой он исцелил того человека.

Согласно Евангелию от Матфея, Иисус сказал им: «Если… я изгоняю демонов с помощью Божьего духа, то поистине царство Бога достигло вас» (Матф. 12:22, 28).

А согласно Евангелию от Луки, в подобной ситуации Иисус сказал: «Если… я изгоняю демонов силой [букв. «пальцем»] Бога, то поистине царство Бога достигло вас» (Луки 11:20 и сноска).

Раньше, когда египетским жрецам пришлось признать, что казни, обрушившиеся на Египет, были проявлением силы Всемогущего Бога, Иеговы, они сказали: «Это палец Бога!» (Исх. 8:18, 19 и сноска).

Такое использование слова «палец» помогает понять, что «палец Бога» обладает огромной силой и что это название прекрасно подходит для обозначения Божьего духа, с помощью которого была написана Библия.

Так, в Библии говорится, что своим «пальцем» Иегова написал на двух каменных скрижалях Десять заповедей (Исх. 31:18, сноска; Втор. 9:10, сноска).

Когда Бог использовал людей, чтобы написать разные книги Библии, его символический палец, или дух, направлял перо в их руке. Божий святой дух
невидим, но он чудесным образом действует.

Видимым, осязаемым результатом его действия стало то, что люди получили бесценный дар - Божье Слово истины, Его Библию. Нет никаких сомнений в
том, что Автором Библии является Иегова Бог, небесный Источник информации.

Начало работы над Боговдохновенным Писанием

Как уже было сказано, Иегова дал Моисею «две скрижали Свидетельства, каменные скрижали, на которых было написано рукой [букв. «пальцем»] Бога»
(Исх. 31:18 и сноска).

Интересно, что в Десяти заповедях, написанных на этих скрижалях, восемь раз появляется имя Бога, Иегова.

В том же 1513 году до н. э. Иегова повелел Моисею начать вести записи. Так была начата работа над Священным Писанием (Исх. 17:14; 34:27).

Бог также повелел Моисею сделать «ковчег свидетельства», или «ковчег соглашения»,- красиво украшенный сундук, в котором израильтяне должны
были хранить скрижали с ценным сообщением от Бога (Исх. 25:10-22; 1 Цар. 8:6, 9).

Иегова дал Моисею описание конструкции ковчега и шатра, в котором тот ковчег должен был стоять.

Кроме того, он исполнил Веселеила - ремесленника и строителя, отвечавшего за работу,- «Божьим духом, чтобы у него была мудрость, понимание, знания и мастерство во всяком деле» и чтобы он выполнил свою работу в согласии с Божьим замыслом (Исх. 35:30-35).

Открывая свои намерения, Бог «многократно и различным образом говорил» на протяжении длительного периода времени (Евр. 1:1).

Писцы записывали его Слово с 1513 года до н. э. примерно до 98 года н. э., то есть на протяжении около 1610 лет. Автор Библии, Иегова Бог, использовал около 40 писарей, или секретарей, из числа людей.

Все они были евреями и, следовательно, принадлежали к народу, которому «были доверены священные слова Бога» (Рим. 3:2).

Среди них было восемь христиан, которые лично или через апостолов знали Иисуса. В книгах Библии, написанных в дохристианские времена, содержались свидетельства о том, что должен прийти Мессия, или Христос (1 Пет. 1:10, 11).

Люди, писавшие Библию,- от Моисея до апостола Иоанна,- принадлежали к разным слоям общества, но все они поддерживали владычество Иеговы Бога
и провозглашали на земле весть о его намерениях. Они писали от имени Иеговы и силой его духа (Иер. 2:2, 4; Иез. 6:3; 2 Сам. 23:2; Деян. 1:16; Отк. 1:10).

Некоторые из этих писателей включали в свои записи выдержки из документов, составленных очевидцами, жившими до них, и не все эти очевидцы были
вдохновлены Богом.

Например, Моисей, возможно, использовал рассказы очевидцев при написании некоторых частей книги Бытие, а Самуил - при написании книги Судей.

В основном таким способом Иеремия составил 1 и 2 Царей, а Ездра - 1 и 2 Летописи. Этими составителями руководил святой дух, который определял,
какие части из более старых документов, составленных людьми, следует включать в Писание, и тем самым подтверждал надёжность получающихся в
результате сборников.

С момента включения в сборники выдержки из более старых документов становились частью вдохновлённого Богом Писания (Быт. 2:4; 5:1; 2 Цар. 1:18; 2 Лет. 16:11).

В каком порядке были написаны 66 книг Библии? Какой период времени они охватывают?

Книга Бытие начинается с рассказа о том, как были сотворены небеса и земля и как земля была подготовлена к тому, чтобы стать домом для человека.

Затем в этой книге повествуется о самом начале истории человечества с момента сотворения первого человека в 4026 году до н. э.

После этого рассказ переносит нас более чем на 400 лет вперёд, к событиям 3 года до н. э., и мы читаем о том, что происходило с того времени приблизительно до 98 года н. э.

Таким образом, с точки зрения истории Библия охватывает период в 4 123 года.

Книга Божьей истины - единое целое

Священное Писание - собрание трудов от Бытия до Откровения - представляет собой одну книгу, одну полную библиотеку, написание которой вдохновлено одним величайшим Автором.

Эту книгу нельзя делить на две части, полагая, что одна часть менее важна, чем другая. Еврейские Писания и Христианские Греческие Писания составляют единое целое.

Последние дополняют первые, образуя одну полную книгу Божьей истины. Все вместе 66 книг Библии - это одна библиотека Священного Писания (Рим. 15:4).

Сегодня принято делить записанное Слово Бога на две части и называть первую часть - книги от Бытия до Малахии - «Ветхим Заветом», а вторую часть - книги от Матфея до Откровения - «Новым Заветом».

Однако такое деление ошибочно. Во 2 Коринфянам 3:14 в Синодальном переводе говорится о «чтении Ветхого Завета». Но в этом стихе апостол не ссылается на все древние Еврейские Писания в целом. Не подразумевает он и того, что боговдохновенные христианские Писания составляют «Новый Завет [соглашение]».

Апостол говорит о соглашении Закона, который был записан Моисеем в Пятикнижии и который является лишь частью до христианских Писаний. Поэтому в следующем стихе он говорит, что «они читают Моисея».

Во многих современных переводах греческое слово, переведённое в Синодальном переводе как «завет», переводится словами «соглашение» и «договор» (Матф. 26:28; 2 Кор. 3:6, 14, Перевод нового мира, Смысловой перевод, Радостная Весть).

Информацию, которая записана и сохранена в Священном Писании, нельзя искажать (Втор. 4:1, 2; Отк. 22:18, 19).

Апостол Павел пишет об этом так: «Но даже если бы кто-то, мы или ангел с неба, возвещал вам как благую весть что-то сверх того, что возвещали вам мы, то да будет он проклят» (Гал. 1:8; см. также Иоан. 10:35).

Все пророчества, высказанные Иеговой, в своё время обязательно исполняются. «Так и слово, выходящее из моих уст, не вернётся ко мне не исполнившимся, но сделает то, что мне угодно, и осуществит то, для чего я послал его» (Ис. 55:11).

Исследование Писания

Часто достоверность книги подтверждается точным исполнением библейских пророчеств или чертами, присущими самой книге, например её внутренней
согласованностью, честностью и прямотой.

Любовь поможет читателю ещё больше ценить записанную в Слове Бога живую весть, которой присущи такая практичность, согласованность и красота.

Библия - это не сборник мифов. В ней содержится важная весть для всех людей.

Всё боговдохновенное Писание - от первой книги Бытие до последней книги Откровение - свидетельствует о замысле Творца Вселенной, Иеговы Бога, освятить свое имя посредством Царства, управляемого Его Потомком.

На этом основывается прекрасная надежда всех, кто любит праведность (Матф. 12:18, 21).

Какую замечательную подборку боговдохновенных документов предоставил он для нас в Библии!

Это поистине бесценное сокровище, хранилище вдохновлённых Богом сведений, превосходящее по глубине и обширности знаний все труды, написанные людьми.

Усердное исследование Слова Бога никогда не будет «утомительно для плоти». Оно принесёт непреходящую пользу всем, кто знает «слово Иеговы», которое «остаётся вечно» (Эккл. 12:12; 1 Пет. 1:24, 25).

Жизнь самый дивный дар

иерей
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • прот. Александр Мень
  • епископ
  • А. Фокин
  • Богодухнове́нность (или Боговдохновенность) – богословский термин, указывающий на то, что Священное Писание было составлено (избранными Богом людьми) при особом содействии Божественной благодати, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека.

    Учение о Боговдохновенности Священного Писания встречается уже в Ветхом Завете. В нем ясно выражена мысль о действии Духа Божьего в пророках (; ; ; и др., и мн. др.). В учение о Боговдохновенности выразил Сам Спаситель, указав, что Давид по вдохновению (ἐν πνεύματι - в Духе) называет Его Господом () (в Евангелии от Марка: ἐν τῷ πνεύματι τῷ ἁγίῳ - Духом Святым (буквально - в Духе Святом) ()).

    Учение о Боговдохновенности подробно раскрывают апостолы и, прежде всего, Петр и Павел. Апостол Петр говорит: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (). Апостол Павел учит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ().

    Богодухновенность и вербализм

    Утверждение Богочеловеческой природы Священного Писания означает отрицание вербализма – представлений о том, что Писание продиктовано свыше «слово в слово» и непогрешимо по букве, а не по духу.

    Понятия «Боговдохновенность», при правильном его восприятии, и «вербализм» несовместимы.

    Священное Писание – результат (совместного) действия Бога и человека. При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действуя наподобии медиума, как думают сторонники вербализма), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка. Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно облекали их в ту или иную литературную форму.

    Вербализм противоречит самому Священному Писанию, полагающему основание духовной жизни в живом соединении с Богом через веру в Иисуса Христа, а не в преклонении перед мертвой буквой текста. Бог «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» ().

    Библия написана богодухновенно. Соответственно Священное Писание уникально, потому что его авторами были люди, находившиеся под особым Божественным влиянием. Библейское боговдохновение – мистический акт, полностью сохраняющий индивидуальные черты человека. Возникает текст, который (в аспекте авторства) является и Божественным, и человеческим. (Поэтому за православной литургией чтение Евангелия начинается упоминанием об авторе-человеке, а завершается благодарением автора-Бога.) Вот почему библейские книги называются священными. Вот почему они прочитываются иначе, чем человеческие книги.

    Верещагин Е.М.

    «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).

    Библия - истина Божья, план спасения рода человеческого, руководство для нашего хождения перед Богом. Наше познание Иисуса Христа как Сына Божьего и как нашего Спасителя всецело основывается на Библии.

    1. Всё Писание богодухновенно.

    Библия, которая включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов, является Священным Писанием. Она написана Божьими пророками и апостолами по вдохновению от Духа Святого.

    Бог желает, чтобы люди познали Его волю. В связи с этим, Он говорит словами, легко понятными людям, желая посвятить нас в Свои откровения. Для этого нужно было, чтобы Сын Божий Иисус Христос, воплотившись в человека, явился в мир и Своей жизнью и деятельностью, Своим Словом открыл людям характер вечного Бога и Его истину. Так, Иисус Христос на понятном языке, приводя доходчивые примеры,открыл нам смысл и значение Благой вести.

    Пророки и апостолы под воздействием и с помощью Духа Святого передавали людям устно или письменно заповеди и обетования Божьи.

    2. Главная истина Библии.

    Некто заметил, что вся Библия посвящена одной теме - любви Бога к человеку. Библию можно назвать одним словом - Любовь. Любовь Бога к человеку конкретно выражается в Божьем плане спасения. Следовательно, главную идею Библии можно выразить двумя словами - благодать спасения.

    С тех незапамятных времён, когда наш прародитель Адам отступил от Бога, человек лишился надлежащего ему положения и Божьей славы. С тех пор он чурается голоса Божья, не смеет видеть Его лица. Но Бог непрестанно ищет человека, всячески пытается вернуть его к Себе. «Где ты?» - был первый вопрос Бога к человеку (Быт. 3:9). Но кто бы мог разрешить проблему воссоединения человека с Богом? И каким способом это сделать?

    Бог, согласно Своего плана спасения рода человеческого, принял человеческую плоть, явился в мир. Так, Богочеловек Иисус Христос, наш беспорочный Господь, согласился взять на Себя наши грехи и поругания, добровольно принял крестную смерть. Его святая Кровь послужила нам источником нашего очищения и искупления. И тот, кто теперь с покаянием приходит ко Христу, получает прощение грехов и восстанавливает сыновние отношения со своим Творцом.

    В Ветхом Завете Бог через пророков многократно предсказывал в Своих откровениях о том, что придёт на землю Спаситель. В Новом Завете это обетование подтвердилось приходом на землю Господа Иисуса Христа, Который на Голгофском кресте совершил спасение рода человеческого. После вознесения Иисуса в небесные обители, Дух Святой через апостолов распространил Благую весть спасения по всему миру. Господь открыл нам истину о создании Своей Церкви и тайну Царствия Божьего на земле. Если в книге Бытие освещается, как человек отошёл от Бога, то в книге Откровение говорится о том, как человек воссоединится с Богом. Если в книге Бытие говорится, как человек, не доверяя Богу, всё дальше отходил от Него, то в книге Откровение, человек обращается к Богу с просьбой: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

    Вся Библия свидетельствует о нашем Господе Иисусе Христе, провозглашает и освещает Божью истину спасения человека, раскрывает великую любовь Бога к человеку-грешнику. Поэтому духовное содержание Библии целенаправленно и многосторонне. И никак нельзя интерпретировать её произвольно, по человеческой прихоти и вожделению.

    3. Великое назначение Библии.

    Библия свидетельствует о Сыне Божьем и о Господе нашем Иисусе Христе. В связи с этим, апостол Павел, водимый Духом Святым, советует Тимофею изучать «Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

    Библия не только призывает грешников обрести спасение через покаяние и обращение к Иисусу Христу, но и показывает детально, как это происходит: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

    Божьи дети при любых обстоятельствах, будь то в печали или радости, в поражении или успехе, не должны забывать Божьих наставлений, которые помогают глубже понять волю Божью, жить тем и делать лишь то, что радует Бога.

    4. Как исследовать Библию?

    Господь Иисус Христос учит нас по этому поводу следующему: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13).

    Библия написана по вдохновению от Духа Святого, поэтому каждый раз, когда открываем Библию, следует в спокойном ожидании перед Богом и с кротостью сердца просить руководства Святого Духа, чтобы мы понимали, что Бог хочет сказать нам.

    Библия подобна закону: она может открыть скверну и пороки, скрытые в нашем сердце. Она, посредством Христовой Крови, совершает в нас перемену, делает нас чистыми, святыми. И если мы будем надменны, полагаясь на нашу «праведность», тогда слова Библии не произведут на нас никакого воздействия. «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл - и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1:23-24).

    Библия отражает небесную славу Иисуса Христа. И, если мы удалим предубеждения, свою житейскую праведность и другие барьеры из нашего сердца и с открытой душой будем читать её слова, мы будем освещаться светом Господним. И тогда нашей жизнью и делами мы станем отражать облик Господень. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:17-18).

    Библия является духовным хлебом для нашей души. И только сердце, жаждущее истины Божьей, может воспринять её богатства. «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:13-14).

    «Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божья» (Рим. 10:17).

    Спрашивает Самат
    Отвечает Александра Ланц, 26.07.2011


    Вопрос : "Все ли Писание богодухновенно?

    Все Писание богодухновенно...

    Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление...

    Прочим же я говорю, а не Господь...

    Что скажу, то скажу не в Господе... "


    Доброго вам времени суток, Самат!

    Да, вся Библия богодухновенна и главное в этой богодухновенности - абсолютная честность тех слов, которые в ней записаны. Если апостол говорил от себя, он так и обозначал свои слова, без попыток превознестись над Словом Бога и над верующими собратьями.

    Библия - самая честная в мире книга. Слова Бога в ней переданы, как слова Бога, а слова человека, как слова человека. И при этом каждому читающему дана полная свобода в попытках осознания того, что и для чего сказано.

    Вот вы использовали данную вам свободу, дёрнув из контекста только те слова, которые подходили для вашей мысли. А что если использовать свою свободу для того, чтобы тщательно обдумать весь контекст?

    "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен"().

    В окружении какой мысли стоит слово "богодухновенно"? Это мысль о том, что человек может научиться быть правильным, праведным, совершенным, приготовленным ко всякому доброму делу благодаря тому, что Бог вдохнул Себя в Писание. Это Он призывал пророков, это Он проверял их способность передавать людям Его послания и правильно записывать истории Его людей, ничего не приукрашивая и не меняя в этих историях, это Он давал им видения и следил за исполнением Его воли, это Он охранял каждую важную строчку Писания, и это Он побуждал сердца людей объединять книги так, как они сейчас объединены. Он работал над этой книгой, позволяя верным Ему людям сотрудничать с Ним. Всё Писание вдохновлено Его желанием дать человечеству ПРАВДУ, которая спасёт тех, кто хочет быть спасённым.

    Поэтому апостолы, вдохновлённые Духом Божиим, могли искренне сказать, что что-то из их слов - это только их слова. В отличие от них подавляющее большинство людей как раз поступает наоборот, без тени смущения выдавая свои слова за Божии.

    С уважением,

    Саша.

    Читайте еще по теме "Библия. О Книге книг":