Базилика Сан Джованни ин Латерано, Рим, Италия: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Латеранская базилика Сан Джованни в Риме: Первый собор Святого Престола

Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме

Это не только самая первая церковь в Риме, но и одна из древнейших христианских церквей. В католической иерархии эта церковь стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и собора св. Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: “Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава”

Базилика Сан-Джованни ин Латерано была основана в эпоху императора Константина. Это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера.


Несколько выступающий вперед центральный корпус украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженную барочную окраску.

Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви.


В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам.


В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.


Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X веке её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.


В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов.

Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание “золотой базилики”; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке.


Главной реликвией храма во все времена считались “Святая лестница” — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию.

Среди реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии. Также в соборе в табернакле XVI века над папским алтарем за ажурной решёткой в двух реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме поясных бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.


Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини.

Строительство завершилось в 1735 году, когда Алессандро Галилеи пристроил к собору колоссальных пропорций фасад, более подобающий дворцу, чем храму.


Как уже говорилось выше, в собор ведут пять дверей и крайняя правая — “юбилейная” то есть открывается только в Юбилейный год. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.

Алтарная часть базилики обращена на запад, как и у некоторых других раннехристианских церквей. Это произошло под влиянием восточного культа бога Митры. Лишь в V в. ориентация церквей на восток стала непреложным правилом при строительстве храмов.

Величественный интерьер церкви Святого Иоанна Крестителя представляет в плане латинский крест с пятью нефами.


Роскошный потолок предположительно был расписан Пирро Лигорио.


Вдоль стен идут статуи Пророков, Святых и Апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке.


Статуи святых Петра и Павла

Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце готического собора — табернакль, выполненный Джованни ди Стефано.


В папском алтаре хранится драгоценная реликвия — грубая деревянная доска, служившая Св.Петру для совершения обряда богослужения в катакомбах. На фото - орган базилики Сан-Джованниин Латерано

Контраст между размерами человека и всей структуры оттеняется гигантскими статуями, выполненными в масштабе центрального нефа.


Дворик Сан-Джованни ин Латерано. Аццкие колонны приделали во время Возрождения — судя по всему, качественную дурь уважали и тогда…


Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.


На площади перед базиликой возвышается обелиск Латерано, самый высокий из тринадцати обелисков (47 метров), установленных на площадях Рима. Обелиск был установлен в 1449 году, еще до нашей эры фараонами Тутмосом третьим и его сыном Тутмосом четвертым.

Мраморный узорчатый пол в базилике считается одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семьи Космати, называвших себя римскими мраморщиками. Инкрустационный стиль, разработанный ими, совершенствовался несколькими поколениями. Он во многом определил неповторимый облик Вечного города. Стиль этот заключается в отделке стен и полов тонкими мраморными плитами разного цвета. Белые, розовые, синие, зеленые и черные плитки тщательно подгоняли друг к другу. Складывался причудливый узор из геометрических фигур: квадратов, окружностей, ромбов, прямоугольников и полос различной длины и ширины.


Центральный фасад базилики Сан-Джовани ин Латерано называют самым красивым в Риме. Силуэт собора виден с любой римской возвышенности.


Кафедральный собор в , столице , где расположены папский трон и кафедра римского епископа. Эта базилика носит статус «церкви всех церквей». Она почитаема больше всех остальных храмов в мире, превосходя даже Собор Святого Петра в Ватикане. Базилика Сан Джованни ин Латерано входит в по версии нашего сайта.

Она была основана в эпоху правления Константина Великого как Собор Спасителя. После принятия христианства император подарил латеранскую церковь епископу Рима, а папа Сильевстр I осветил ее в IV веке в честь Христа, выбрав И. Предтечу, как небесного покровителя. Спустя 200 лет покровителем церкви был назван И. Богослов. Несмотря на любые перемены, происходившие в храме, главным праздником в нем был и оставается день Преображения Господня, описанного в Евангелиях.

Эту базилику считали своим дворцом многие Папы римские. До разграбления Рима вандалами в V веке, храм был до отказа заполнен драгоценными дарами великих императоров. Здесь хранилась «Святая лестница», привезенная матерью Константина I из Иерусалима. В этом храме проходило пять Вселенских Соборов. В нем хранилось семь серебряных алтарей и столько же позолоченных подсвечников с ликами святых.

К сожалению, базилика не раз подвергалась пожарам и разрушениям. Поэтому ее не раз перестраивали, что отразилось на смешении архитектурно-художественных стилей. В XVI веке были установлены гигантские статуи апостолов. В середине XVII века появились элементы барочной архитектуры. Нынешний фасад в стиле классицизма и с гигантскими скульптурами на портике появился в XVIII веке.

В интерьере собора особого внимания заслуживает древняя мозаика с изображением Христа, алтарь Святых Даров, реликварий Св. Варвары, ну и, конечно же, Святая лестница, на которой всем верующим отпускаются грехи. Фасад базилики считается чуть ли не самым красивым в Риме. Его можно видеть почти с каждого римского холма. Ближайшее к достопримечательности метро - San Giovanni. Собор открыт ежедневно, кроме воскресенья, с 10 часов утра.

Фото достопримечательности: Базилика Сан Джованни ин Латерано

Базилика святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме считается не только главным кафедральным собором Рима, ее статус в церковной иерархии выше всех католических церквей мира, включая Собор святого Петра в Ватикане. Самая главная церковь христиан является и самой древней: ее летопись начинается в античные времена. Неофициальное название базилики – «мать церквей всего мира» – возникло из-за начертанной на ее фасаде надписи: «Святейшая Латеранская церковь, мать и глава всех церквей города и мира».

Главный фасад Собора святого Иоанна Крестителя

История базилики

В далекие времена там, где сейчас стоит храм, находился дворец знатного римского семейства Латерани. После участия одного из его членов в заговоре против Нерона, род Латерани стал опальным, а принадлежавшее ему имущество конфисковали. В 313 году Латеранский дворец и земля рядом с ним были переданы императором Константином I римскому епископу. Затем около дворца возвели базилику, и в 324 году освятили ее в честь святого Иоанна Крестителя. Много веков эта базилика была главной церковью всего христианского мира, а дворец – папской резиденцией. К XII веку комплекс перестроили и расширили, освятив новые помещения именем Иоанна Богослова, и с тех пор у базилики стало 2 покровителя.

Фронтон Собора святого Иоанна Крестителя в Риме

В XIV веке, во времена Папы Климента V, главным городом католической церкви стал французский Авиньон. Покинутая «Мать церквей» пришла в запустение и дважды пострадала от сильных пожаров. К моменту возвращения папского престола в Рим церковь пришла в полный упадок. Резиденцией понтификата был избран Ватикан.
В XVI веке старую базилику снесли по распоряжению Папы Сикста V, а вместо нее начали возводить новый храм. В XVI–XVII веках над его строительством работали архитекторы Доменико Фонтане и Франческо Борромини. В 1735 году работы завершились. Последним в ряду сменявших друг друга архитекторов был Аллесандро Галилеи, спроектировавший фасад храма.

Архитектура и интерьер базилики

«Визитной карточкой» архитектурного облика любого храма является главный фасад. У базилики на Латеранском холме он выполнен в виде портика, опирающегося на монументальные опоры. Строгий фасад оживляет балюстрада в барочном стиле, над которой возвышаются 7-метровые изваяния Христа, Иоанна Евангелиста, Иоанна Крестителя и Учителей Церкви.

Скульптурная группа над главным входом в Базилику

Между мощными колоннами расположены 5 входов в церковь с лоджиями над ними. Один из входов – крайний справа – называется Святыми Вратами и открывается только в юбилейные годы. Тимпан портика украшен мозаикой с изображением Христа, перенесенной из базилики-предшественницы. Пол внутренних помещений – тоже ее «наследство», он был выполнен в XIII веке мастерами из семейства Космати, также как и примыкающий к храму клуатр с красивыми витыми колоннами. В храме сохранились и более старинные детали, например, мраморные, бронзовые и гранитные колонны, датируемые IV веком. В прямоугольной нише на левой стороне фасада установлена старинная статуя императора Константина древнеримского периода. Бронзовые створки дверей главного входа еще древнее – они были созданы в III веке для Курии Юлия в Римском Форуме, откуда в XVI веке были взяты для украшения базилики святого Иоанна Латеранского.

Интерьер Базилики святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме

Пятинефная базилика имеет богатейшее внутреннее убранство. Потолок главного нефа поддержан кессонами, а своды боковых нефов выполнены в виде куполов. Роспись потолка предположительно принадлежит Пирро Лигорио. Великолепный орган XVI века расположен в северном трансепте церкви. В южном трансепте расположен большой алтарь под готическим балдахином XIV века. Барочный киворий-дароносительница алтаря инкрустирован драгоценными камнями.

Алтарь с древним балдахином над ним

В апсиде находится папская кафедра, свод над ней украшен мозаикой, изображающей святого духа, крест и святых. Дизайн внутренних помещений храма был выполнен в XVI веке Франческо Борромини и с тех пор мало изменился. В XVIII веке убранство церкви пополнилось рядом скульптур, изображающих апостолов, пророков и святых.

Реликвии храма

Считается, что в папском алтаре скрыт фрагмент кедровой доски, которая, согласно поверью, служила столом во время последней вечери Христа. Над алтарем за резной решеткой расположены 2 позолоченных реликвария с головами апостолов Петра и Павла. Кроме этого, среди реликвий храма – фрагмент ризы Богородицы и частица губки, при помощи которой поили распятого Христа.

Кафедра папы римского в Соборе святого Иоанна Крестителя

Известная всему миру Святая лестница была включена в храмовый комплекс архитектором Доминико Фонтана распоряжением Папы Сикста V. Эта лестница сохранилась с античных времен, считается, что по ней прошел Иисус перед тем, как предстать перед судом Пилата. В XVI веке из-за большого количества паломников мраморные ступени покрыли досками из орехового дерева. Через отверстия, специально проделанные в досках, верующие могут прикасаться к реликвии. Подниматься по Святым ступеням разрешено только на коленях. Святая лестница ведет к Папской капелле, к Святой Святых. На архитраве над капеллой есть надпись: «Нет места более святого, чем это».

Сан-Джованни ин Латерано (итал. San Giovanni in Laterano) - кафедральный собор, место нахождения римской епископской кафедры и папского трона. В католической иерархии Сан-Джованни ин Латерано носит титул «Великая базилика» и стоит выше всех остальных храмов мира, в том числе и Собора святого Петра, о чём свидетельствует надпись на фасаде: «святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». Полное название достопримечательности звучит «Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме».

содержание:
Практическая информация:

Древнеримский храм

Предшественником собора Сан-Джованни ин Латерано был древнеримский христианский храм, воздвигнутый в начале IV века рядом с Латеранским дворцом, который в это же время становится официальной резиденцией римских епископов (в последствии сан римского епископа перерос в титул Папы Римского). В 324 году храм была освящён в честь Христа Спасителя. Благодаря важному соседству с резиденцией римских епископов (а позднее - Римских Пап) вскоре он получает статус главного христианского сооружения в Риме. Покровителями храма в разное время были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, однако официально он назван в честь Иоанна Крестителя («Иоанн» на итальянском - Джованни).

В стенах храма и дворца состоялось пять вселенских соборов. На протяжении многих веков у алтаря Сан-Джованни ин Латерано принимали посвящения все понтифики Рима. Такое исключительное положение храм и дворец занимали до 1309 года, когда папская резиденция была перенесена в Авиньон. Это был период упадка папской власти, потери былого влияния на политическую жизнь Европы. Во время вынужденного пребывания понтификов в Авиньоне, храм постепенно приходил в упадок и даже несколько раз подвергался пожарам. Поэтому, когда в 1377 году папский престол вернулся в Рим, новой резиденцией был выбран Ватикан.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Постройка собора Сан-Джованни ин Латерано

Только в 1650 году началось полномасштабное восстановление храма и его перестройка в величественный кафедральный собор. Руководить строительными работами было поручено архитектору Франческо Борромини, а после его смерти в 1667 году к затянувшемуся проекту обновления некогда великой христианской достопримечательности привлекли целый ряд величайших мастеров своего времени. Общими усилиями постройку собора завершили в 1735 году, когда закончили возведение нового монументального фасада.

Архитектура Сан-Джованни ин Латерано

Прекрасный и колоссальный по размерам фасад, который в архитектурном стиле больше напоминает дворцовый, нежели церковный, является работой флорентийского архитектора Алессандро Галилеи. Парадным входом служат пять порталов, над которыми устроены лоджии. Крайний портал справа известен как «святые врата» и открывается только в «юбилейные» годы.

Фасад собора выступает вперёд на несколько метров, однако украшенный балюстрадой, он является единым целым со всем сооружением. Колонны, расположенные на уровне первого и второго этажа, венчаются карнизом с треугольным портиком. Надпись на фронтоне гласит: «святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». На карнизе установлены 11 статуй, изображающие Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и других апостолов.

Фасаду северного трансепта, обрамлённого двумя средневековыми башнями эпохи Пия IV, предшествует большая терраса с лоджией, разработанная Доменико Фонтана. На потолке лоджии по воле Сикста V выполнены фрески изображающие ангелов и святых. В нижней правой части под окнами, находятся ниши закрытые воротами, где расположена бронзовая статуя Генриха IV из Франции.

Внутреннее пространство

В главный неф пятинефного собора можно попасть через нартекс, где установлена статуя императора Константина I, перенесённая из его терм на Квиринале. Для двери центрального прохода было использовано античное бронзовое полотно дверей Курии Юлия, реконструированное Борромини. Пол в соборе является одной из ярчайших работ мозаистов семьи Космати. Авторство великолепно оформленного потолка принадлежит Флавинио Буланже и Вико ди Рафаэлю.

Главный алтарь расположен в центре собора и является папским, поскольку служить за ним может только действующий понтифик. Над алтарём находится прекрасный табернакль, украшенный резными узорчатыми решётками. Здесь в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

В северном трансепте собора установлен орган, изготовленный в XVI веке. Напротив, в южной трансепте, находится алтарь с киворием в стиле барокко, украшенный драгоценными камнями. Над киворием расположен реликварий, где хранится часть столешницы от стола, на котором Иисус Христос принял последний ужин на Тайной Вечере. Другими важнейшими христианскими реликвиями, хранящимися в соборе, являются часть Ризы Богоматери (святое одеяние принадлежавшее Деве Марии) и фрагмент губки, которая использовалась, чтобы смочить губы распятому Иисусу Христу.

Обновлённая в XIX веке апсида собора украшена лепниной, фресками и великолепной мозаикой работы Якопо Торрити и Якопо да Камерино. В центре мозаики изображён Крест Христов и голубь Святого Духа. Вокруг расположены фигуры апостолов и Дева Мария. В нижней части апсиды находятся папские часы работы XIX века, которые оформлены мраморными барельефами.







Латеранские апостолы

Одной из главных достопримечательностей Сан-Джованни ин Латерано являются скульптуры 12 апостолов, установленные в нишах центрального нефа. Ниши были спроектированы ещё в середине XVII века Франческо Борромини, однако вплотную реализацией его творческих планов занялись уже в начале XVIII века Папа Климент XI и кардинал Бенедетто Памфили. Для этого они привлекли 10 состоятельных меценатов из числа богатейших граждан Рима, настойчиво попросив каждого из них профинансировать создание одной из скульптур. Сам же Папа оплатил статую апостола Петра, а кардинал Памфили - апостола Иоанна Богослова.

Эскизы будущих скульптур выполнил Карло Маратта, любимый художник Климента XI. Воплощать эскизы папского мастера было поручено 7 скульпторам, однако один из них - Пьер Ле Гро Младший - отказался работать по заранее подготовленному эскизу. Статуи Фомы и Варфоломея он выполнил полностью самостоятельно.