Анализ аналитических способностей. Стандартный алгоритм решения любой задачи. «Зацепить» внимание рекрутера

В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также - личностные особенности. Популярный пункт - наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:

    Аналитические способности - это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.

    Аналитический склад ума - это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть - обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.

Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:

    Врожденными;

    Приобретенными.

Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое - дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума. Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.

Для каких специалистов важны аналитические способности?

Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос - достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте сайт. Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями . Более всего это ценится в таких профессиях, как:

    Менеджеры;

    Экономисты;

    Аналитики или аудиторы;

  • Специалисты по программному обеспечению.

Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль - прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.

Возможно ли построить карьеру без таких способностей?

Безусловно, да. Для руководителей различных уровней самосовершенствование должно быть чем-то привычным и обязательным. Развить аналитические способности может абсолютно каждый человек. Главное - стремление к своей цели, наличие амбиций и готовность к обучению.

Прежде чем развивать какие-либо способности - необходимо проверить их наличие. Лучший способ, при помощи которого можно обнаружить аналитический склад ума - тест . Их достаточно много на различных интернет-ресурсах или в книгах. Чтобы развивать способности к аналитике - достаточно постараться устанавливать причинно-следственные связи любого, выполняемого вами, действия. Чаще задавайте себе вопросы:

    «Почему я принял такое решение?»

    «Какие последствия моего выбора?»

    «Можно ли было поступить по-другому?»

    «Благоприятно ли мое решение сказалось на работе отдела, коллектива, компании?»

Старайтесь анализировать свои поступки и действия. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете замечать, как успешно проявляете свои аналитические способности.

Также можно посещать различные тренинги, специалистов в области психологии. Такие действия не пройдут даром, результат будет ощутим с первых занятий.

Стоит ли указывать в резюме такие личные качества?

На самом деле - опытный рекрутер сразу заметит, что перед ним резюме человека, обладающего аналитическим складом ума. В таком документе все будет упорядочено и по существу, без лишней информации, которая никак не относится к делу. Сообщать об этом напрямую нужно лишь в том случае, если в требованиях к кандидату на должность этот пункт указан. Если нет - тогда соискатель должен сам принимать решение.

Как проверить наличие аналитических способностей у кандидата на должность?

В первую очередь следует внимательно просмотреть резюме. Как уже сказано выше - оно будет заполнено четко и структурированно, без ошибок, опечаток и прочих лишних деталей.

    Ассессмент. Привычная практика, во время которой соискателю предлагают решить определенную ситуацию, связанную с его будущей деятельностью. Во время ответа рекрутер должен следить за тем, как кандидат выстраивает логическую цепочку, не путается ли он в действиях, мыслях, словах. Человек с аналитическим складом ума решит проблему, как говорится, разложив все «по полочкам».

    Тесты. Хороший, но не всегда действенный способ. Для проверки используются различные тесты на проверку уровня интеллекта, выделения лишнего предмета или слова в логической цепочке, и так далее. Однако такой способ не дает гарантированного результата. Без дополнительных вопросов не обойтись, ведь соискатель попросту не сможет проявить свои навыки в полной мере.

    Психолингвистический анализ. Рекрутер задает вопрос и внимательно следит за речью соискателя. В ответе должна быть заключена полная последовательность действий, другие возможные варианты решения проблемы, вывод.

Коммуникабельность без анализа

Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества, как коммуникабельность и аналитические способности , несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.

Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден - развивать их. Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!

>>>> Аналитический склад ума – что это?

Аналитический склад ума – что это?

Аналитические способности человека – это умение логично мыслить (рассуждать). Когда говорят, что у человека аналитический склад ума, хотят подчеркнуть, что его способности размышлять имеют строгую логичную последовательность. Такой человек способен собрать факты, проанализировать их и выстроить такую цепочку из этих фактов, которая привела бы к правильным выводам (к наиболее вероятным результатам).

Практически все люди имеют привычку рассуждать (высказывать свои мнения вслух) или размышлять (обдумывать свои мнения), но не все способны выстроить правильную логическую цепочку из своих знаний, а значит и решения (выводы из их размышлений или суждений) будут не всегда одинаковы. Отсюда берет начало поговорка: «Сколько людей - столько и мнений». Если бы все рассуждали одинаково логично, то мнение было бы практически одинаковым, но в жизни все по-другому. И человек логически мыслящий всегда заметит несостыковки в рассуждениях других людей, мышление которых нелогично.

Откуда берется нелогичное мышление? Помимо того, что человек наделен способностью размышлять, он имеет склонность эмоционально реагировать на всякие жизненные ситуации, и никто не отменял инстинкты, которые не поддаются логике в ее математическом смысле. Логика инстинктов отличается от логики научных знаний. Мышление человека, эмоционально окрашенное и управляемое инстинктами, не имеет возможности выстраивать факты в правильном порядке с математической точностью. Отсюда и проистекают расхождения во взглядах на одни и те же события.

Но это не значит, что люди с аналитическим складом ума не подвержены эмоциям и инстинктивному поведению. Просто мозг человека с аналитическими способностями, привыкший безостановочно анализировать все, что попадается на пути, по привычке проанализирует любую ситуацию, не примешивая к ней эмоции или природные инстинкты.

Аналитический склад ума – это дар природы, но стоит ли развивать аналитические способности, если к ним нет склонности – это личный выбор каждого человека. Прежде необходимо подумать, как в дальнейшем использовать эти способности, нужны ли они в повседневной жизни? Аналитический ум, как правило, необходим в ситуациях, когда человек склонен заниматься научной или писательской деятельностью, адвокатурой или медициной, расследованиями или изысканиями, потому что результаты его деятельности будут использовать другие люди, и эти результаты должны быть безупречны, безошибочны.

Чтобы развивать аналитические способности , необходимы ежедневные занятия. Для начала можно выполнить несколько упражнений, которые позволят вам отследить собственный путь мышления и найти отличия от пути мышления другого человека:

  • Слушая мнения других людей, отличные от вашего, постарайтесь встать на их позицию и выстроить факты таким образом, чтобы получились выводы, схожие с выводами другого человека. Так вы найдете несостыковки в ходе размышлений другого человека и сделаете выводы о том, где он ошибался, а может быть и где вы ошибались.
  • Старайтесь анализировать любые ситуации, с которыми вы сталкиваетесь. Рассматривайте их с разных сторон, попробуйте придумать несколько выходов из сложной ситуации или несколько путей ее развития.
  • Читайте детективные романы и старайтесь на полпути к концу романа определить виновника преступления.
  • Приобретите задачник с названием «Развлекательная математика» с ответами и решайте каждый день из него задачки. Это интересно, познавательно и позволит вам отшлифовывать работу мозга.

Люди с аналитическим складом ума эксплуатируют свои способности ежеминутно, но не замечают никакой интеллектуальной нагрузки. Когда вы поймете, что анализ (аналитика) – это не напряжение мозга, а развлечение, считайте, что вы уже развили в себе аналитические способности.

Статья посвящена основным методам, направленным на развитие аналитических способностей на тренингах и в режиме коучинга руководителей с помощью наиболее эффективных и развивающих приемов принятия решений, которые были разработаны и эффективно применяются в области управления проектами и управления качеством.

Автор также выделяет три основных вида интеллекта - рациональный, эмоциональный и пространственный - которые участвуют в процессе анализа, поиска и принятия решений. Предлагаемые автором приемы предполагают развитие аналитических навыков с задействованием всех трех разновидностей интеллекта.

Логика, эмоции и интуиция руководителя объединяются для достижения цели, а не противостоят в его решениях друг другу.

Статья написана на многолетнем опыте проведения тренингов и коучинга для руководителей высшего звена.

Введение. Исходная проблема

Аналитические навыки, так необходимые для принятия эффективных управленческих решений, в нашей культуре принято развивать с помощью решения задач. Означает ли это, что руководитель, не обладающий яркими способностями в области математики и физики, не может принимать качественные решения в бизнесе?

Ответ вполне ясен - нет, не значит.

Но как тогда развивать аналитические способности у разных по психологическому типу людей?

Три вида интеллекта и три вида управленческих решений

В соответствии с устройством головного мозга человека в нем выделяется три основных модели обработки информации и принятия решений. В своих трудах известные ученые Пол Маклин, Рольф Ширм и Виктор Батаяр выделили три основных вида аналитических процессов мозга, которые, соответственно, впервые появились у пресмыкающихся, у млекопитающих и у приматов.

Условно эти три вида процессов обработки информации были обозначены тремя цветами - зеленый, красный и синий.

На базе «зеленого» процесса формируется пространственный интеллект, построенный на интуитивной модели обработки информации.

На базе «красного» процесса формируется эмоциональный интеллект, построенный на оценочной модели обработки информации.

И, наконец, на базе «синего» процесса развивается рациональный интеллект, построенный на причинно-следственной обработке вербализированной информации.

Для каждого человека свойственно преобладание того или иного типа обработки информации, это определяется особенностями его эндокринной системы. Поэтому поиск и принятие решений каждым конкретным руководителем ограничивается его индивидуальными особенностями.

Пространственный интеллект позволяет принимать общие интуитивные решения, которые отличаются сравнительно точным прогнозированием, но такое решение не учитывает ни конкретных нюансов текущей ситуации, ни причинно-следственных связей. В итоге, такое решение не имеет технологичности. Оно бывает верным только в конкретном случае. Его невозможно воспроизвести вновь. Принятию такого решения трудно обучить. Наиболее эффективные решения с помощью пространственного интеллекта принимаются группой людей, которые вовлечены в активный процесс обсуждения, например, в режиме мозгового штурма.

Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения в отношении приоритетов, основных направлений, методах реагирования на сложившуюся ситуацию. В основе эмоционального интеллекта лежит способность быстро оценить основные факторы, определяющие ситуацию, и выбрать наиболее приоритетный из них. Решения на основе эмоционального интеллекта самые быстрые и кардинальные - это своего рода основная модель принятия решений в реинжиниринге бизнес-процессов и в антикризисном менеджменте. Но такое решение также ограничено с технологической точки зрения. Ему не хватает полноты и глубины анализа, его невозможно воспроизвести вновь, если основные факторы хотя бы частично изменились. Часто для повышения эффективности эмоционального интеллекта необходима двигательная активность руководителя, как, например, Ленину, который постоянно ходил из угла в угол, анализируя ситуацию и вынашивая решение.

Рациональный интеллект позволяет принимать глубокие, продуманные решения, отличающиеся высоким уровнем системности, точности, многофакторности и абстрактности. В основе рационального интеллекта лежит способность находить тончайшие причинно-следственные связи даже там, где их наличие даже невозможно и предположить. Решения на основании рационального интеллекта наиболее стратегичные, глобальные и учитывающие тончайшие нюансы. Но принятие решений на основании рационального интеллекта невозможно без достаточного обеспечения входящей информацией и в шумных, некомфортных условиях. Это кабинетные решения которые требуют максимальной концентрации и уединенности в окружении современных средств связи и обработки информации.

Чем отличаются принятые решения на практике?

Сравнительно недавно в некоторой фармацевтической компании произошел существенный убыток, несмотря на высокий сезон. Как проанализировали эту ситуацию разные руководители, и какие решения они приняли.

Руководитель одного из бизнесов с выраженным пространственным интеллектом собрал всех руководителей второго уровня и попросил каждого высказать свое видение ситуации. По мере их выступлений у него постепенно родилось понимание, что руководители не хотят принимать на себя ответственность за повышение доходности при снижении затрат. Он выступил с пламенной речью и замотивировал руководителей на постоянную работу с издержками, а впоследствии постоянно напоминал им об этой задаче. По итогам следующего квартала, убыток уменьшился в три раза.

Руководитель с выраженным эмоциональным интеллектом востребовал к себе руководителя по экономической безопасности, финансового аналитика и директора по информационным технологиям. Он четко ограничил набор показателей за последний финансовый период, который он хотел видеть. Получив необходимые данные, он за два часа сформировал программу на квартал из 4 пунктов: отказ от резервного склада, сокращение персонала в логистике на 12%, усиление продаж в госпитальном отделе и замена в ассортименте 10% дорогостоящих препаратов на более экономичные аналоги. В результате уже по итогам следующего квартала его бизнес вышел в прибыль.

Руководитель с выраженным рациональным интеллектом в течение первого месяца изучил ситуацию во всех нюансах и написал подробный бизнес-план. По итогам реализации этого плана в следующем квартале ситуация практически не изменилась, но за полгода его бизнес вышел на стабильный рост и обогнал остальные бизнесы по показателю прибыли.

Таким образом, Вы видите, что:

  • В бизнесе руководителю необходимы все три формы аналитических навыков
  • У каждого из видов интеллекта есть свои сильные и слабые стороны
  • Каждый руководитель принимает свою модель принятия решений

Поэтому при развитии аналитических навыков необходимо опираться на сильные способности руководителя и при этом находить способ компенсации слабых.

Приемы и способы развития аналитических навыков с учетом индивидуальных особенностей руководителей

Поэтому в своей работе мы всегда начинаем развитие аналитических навыков руководителя с анализом структуры интеллекта участников тренинга или коучинга. На настоящий момент единственной моделью, которая позволяет оценить этот показатель является методика структограммы (www.structogram.ru). И лишь после этого мы формируем конкретный комплекс обучающих мероприятий.

При этом мы отдаем предпочтением таким моделям анализа, обработки информации и принятия решений, которые содержат в себе процессы всех трех видов интеллекта.

Возьмем, к примеру, известную модель SWOT-анализа, которая активно применяется и в проектном менеджменте, и в управлении качеством, и в маркетинге. В отличие от классической модели применения этого методы мы привнесли в него ряд элементов, которые позволяют скомпенсировать те или иные аналитические процессы. Ниже я приведу пример раздаточного материала к тренингу по развитию аналитических навыков с пометками, с помощью которых я хочу обратить Ваше внимание на задействование и на компенсацию того или иного типа интеллекта.

Я выбрал для рассмотрения данную модель как наиболее известную и надеюсь, что с учетом большого числа новых деталей, учитывающих активизацию различных форм интеллекта, Вы найдете в ней большое число новых и неожиданных граней.

Практически в любой аналогичной модели поиска, анализа и принятия решения можно выстроить аналогичную модель развития и компенсации всех трех основных типов интеллекта руководителя. Например, очень интересной получается наша вариация модели причинно-следственной диаграммы Ишикавы, которая так популярно в системе управления качеством.

В рамках данной статьи я все же ограничусь только одной моделью, но постараюсь показать на ней все основные грани нашего подхода.

Пример: практическое упражнение «SWOT-анализ»

Определите сильные и слабые стороны проекта (внутренней среды), а также угрозы и возможности, которые имеются во внешней среде. Результаты запишите в матрицу SWOT-анализа в соответствующие квадраты.

1. Сильные стороны

Наличие модели безбюджетного бюджетирования

2. Слабые стороны

Отсутствие резервов

3. Возможности

Неподготовленность конкурентов

  1. Возможность планового опережения. Следовательно:
  2. Перераспределение бюджета - снижение издержек в сочетании с агрессивным маркетингом.
  1. Риск падения вместе с рынком. Следовательно:
  2. Применение маркетинговых методов партизанской войны и асимметричного удара.

Падение покупательной способности

  1. Возможность переориентации. Следовательно:
  2. Замещение ассортимента на более доступные продукты.
  1. Риск падения продаж. Следовательно:
  2. Временное повышение уровня товарного кредита у поставщиков.

Этапы анализа (SWOT-анализ) внешней и внутренней ситуации (среды) компании:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Распределение действующих факторов на внешние и внутренние, благоприятные и неблагоприятные с точки зрения поставленной цели . Разнесение факторов по соответствующим графам №№1-4. Дополнительные процедуры:

1.1. Соотнесение каждого фактора с поставленной целью . Проведение первичного анализа, позволяющего ответить на вопрос: «К чему может привести влияние данного фактора на поставленную цель?»

1.2. Рассмотрение крайних вариантов прогноза :

1.2.1. средний или оптимальный вариант

1.2.2. худший или пессимистический вариант и возможные пути его предотвращения

1.2.3. лучший или оптимистический вариант

1.3. Фиксация результатов наиболее вероятных прогнозов для дальнейшего использования в случае утверждения анализируемой цели.

ВТОРОЙ ЭТАП. Анализ соотношений факторов между собой . Для этого необходимо:

2.1. сопоставить каждый фактор графы 1 с каждым фактором графы 3 и внести результат в графу 1-3. Результатом должно быть :

2.1.1. описание полученного действующего фактора

2.1.2. способ наиболее оптимального действия по достижению поставленной цели с учетом данного фактора (возможные мероприятия)

2.2. затем таким же образом необходимо сопоставить факторы 1 и 4

2.5. Затем все полученные действующие факторы в рамках соответствующих граф ранжируются по степени их вероятности.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Полученные возможные мероприятия необходимо проанализировать с точки зрения их финансовой рискованности, чтобы принять предварительное решение о том, имеет ли смысл достигать поставленной цели (политики или видения). Для этого нужно сделать следующие шаги:

3.1. Каждое мероприятие оценивается по уровню потенциальных затрат в абсолютных или относительных величинах и умножается на вероятность реализации этих затрат

3.2. Каждое мероприятие оценивается по уровню своего финансового эффекта (дополнительной прибыли) на протяжении всего времени достижения поставленной цели в тех же величинах и умножается на вероятность достижения данной дополнительной прибыли

3.3. Производится расчет инвестиционной привлекательности Вашего решения. А именно :

3.3.1. По каждому мероприятию подсчитывается алгебраическая сумма (с учетом знака)

3.3.2. Все положительные суммы делятся на 2 и складываются между собой

3.3.3. Все отрицательные суммы (остатки) умножаются на 2 и складываются между собой

3.3.4. Обе суммы складываются между собой

3.3.5. Полученная сумма делится на общую сумму приходов

3.4. Полученный результат Вы сопоставляете с таблицей решений и определяете свои дальнейшие действия из трех вариантов :

3.4.1. принятие решения,

3.4.2. коррекция решения,

3.4.3. отказ от решения (проекта)

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Коррекция полученной структуры факторов и мероприятий.

4.1. Замена экономически невыгодных мероприятий

4.2. Если пункта 4.1. недостаточно - произведите дополнительное переформулирование цели (политики, видения) .

4.3. Оставшиеся и вновь полученные мероприятия структурируются по важности и срочности относительно поставленной цели (политики, видения) .

Выводы

  1. Многолетняя работа с руководителя показала, что решения, проработанные с применением процессов всех трех видов интеллекта оказывались наиболее эффективными.
  2. Объединение в учебном упражнении процессов каждого из трех видов интеллекта позволяет развивать аналитические навыки на новом и гораздо боле эффективном уровне. Анализ результатов обучения показал, что даже самые «неперспективные» с точки зрения заказчиков участники после подобных тренингов быстро повышали уровень и качество принимаемых ими решений. Так в одной компании после обучения нами аналитическим навыкам группы помощников руководителей ВСЕ участники и участницы тренинга в течение года после обучения были назначены на руководящие должности вплоть до уровня топ-менеджеров.

Большинство работодателей очень ценят способность к анализу у кандидатов, а для некоторых позиций наличие этого качества - первостепенное требование. С аналитическим складом ума рождаются не все, а вот аналитические способности в той или иной степени имеет каждый, причем при желании может развивать их самостоятельно.

В графе резюме «Личностные качества» соискатели довольно часто указывают наличие аналитических способностей/аналитического склада ума. Причем не всегда осознают, какая разница существует между двумя этими понятиями. Аналитические способности - наличие у человека склонности выявлять существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитический склад ума - способность психики человека, позволяющая ему проявлять и развивать способности к аналитическому восприятию окружающей действительности. Анна Лузина , менеджер отдела персонала компании RU-CENTER , считает, что аналитические способности предполагают возможность человека проанализировать конкретную ситуацию и построить ее целостный образ, а у людей с аналитическим складом ума процесс анализа происходит постоянно, поэтому они чаще всего имеют техническое образование.

Все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления.

Любая способность, врожденная или приобретенная, - это, прежде всего, предрасположенность человека к чему-либо, некие задатки. С такой точки зрения, все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления. Но в тоже время далеко не каждый обладает аналитическим складом ума. Ученые установили, что если из двух полушарий мозга ведущим является правое, то у человека преобладает эмоциональная сфера, а если левое - аналитическая. Это врожденный признак.

По мнению Павла Цыпина , HR-менеджера агентства Vanguard PR , аналитический склад ума - это более глобальное и «психологическое» явление, характеризующее прирожденного ученого, аналитика. Аналитические способности - нечто локальное, то, что есть почти у каждого человека и различается только степенью развития. Можно говорить о низких, средних или высоких аналитических способностях, а аналитический склад ума либо есть, либо его нет.

«Зацепить» внимание рекрутера

Определить в какой мере человек способен к анализу можно уже на этапе знакомства с его резюме. Как правило, у людей с аналитическим складом ума достаточно отчетливо прослеживается структура резюме, прописаны все логические связки, в подаче информации чувствуется определенный «порядок», ни в одном разделе нет «лишней» информации. Все направлено и заточено для достижения единственной цели - обратить на себя внимание рекрутераи получить приглашение на собеседование.

В сопроводительном письме, которое прилагается к отклику на вакансию, такие соискатели, проанализировав и соотнеся описание открытой позиции и собственные компетенции, грамотно презентуют свои профессиональные достижения и навыки, упоминая вскользь о своих слабых сторонах. Это позволяет им выгодно выделиться на фоне остальных кандидатов.

У вас есть аналитические способности? Докажите!

Процесс интервьюирования соискателей в большинстве компаний проходит по такой схеме: сначала подтверждается соответствие кандидата минимальным требованиям вакансии, затем уже следует выяснение его профессиональных навыков и компетенций. «Аналитический ум определить, а тем более измерить очень сложно. Его можно спутать с эрудированностью, а можно и вовсе не заметить из-за волнения соискателя», - утверждает Елена Губанова , бизнес-тренер 3R Recruitment Company . На собеседовании некоторые специалисты, могут неэффективно «презентовать себя». Поэтому для выявления аналитического склада ума рекрутеры используют ряд специальных средств:

  • проведение ассессмента
  • Кандидатам предлагают решить нестандартную задачку или разыгрывают ситуативный кейс, а далее просят объяснить, как они пришел к финальному решению, то есть проводят небольшой ассессмент.

    У человека может быть синтетическое мышление - хорошо развиты и коммуникативные, и аналитические способности.

    Татьяна Федорова , HR-директор МШУ «Сколково» , просит кандидатов решить типовую задачу. На основании ответа можно проверить несколько аспектов наличия аналитического склада ума или аналитических способностей. Во-первых, какого рода данные выбирает соискатель для анализа, во-вторых,как он их структурирует для получения результата, и, в-третьих, какие делает выводы, исходя из данной информации. Иванова Юлия , консультант кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт» , рассказывает: «Самый распространенный способ проверки аналитических способностей кандидата на собеседовании - это Case Interview. Типы кейсов стандартизированы. При ответе кандидата на вопросы, необходимо обратить внимание на последовательность построения фраз, структуру заключений и выводов, наличие „застреваний“. Можно предложить кандидату решить несколько логических задач, а затем попросить объяснить варианты их решения. Таким образом, мы сможем проследить логическую цепь рассуждений кандидата, оценить видение задачи в целом, умение разложить „по полочкам“, отсутствие/наличие целостного видения и так далее».

  • использование различных тестов
  • Некоторые рекрутеры используют в своей работе тесты для выявления аналитических способностей у кандидатов (например, тест Амтхауэра (на уровень интеллекта), выделить лишнее слово в цепочке и тому подобное). Однако не все работодатели склонны доверять результатам тестовых заданий. По мнению Надежды Бобровой , директора отделения управления персоналом международного автомобильного холдинга«Атлант-М» (СПб), во-первых, тесты не могут дать 100%-ный прогноз, во-вторых, кандидат на собеседовании находится в состоянии стресса (в той или иной степени), следовательно, он не сможет полностью продемонстрировать свои способности, которые выявятся, допустим, в процессестажировки.

  • психолингвистический анализ
  • Максим Лукичев , исполнительный директор ИТ-компании «Прайм Груп» , говорит: «Наличие аналитического склада ума и аналитических способностей можно проверить, попросив кандидата рассказать о его предыдущем опыте работы: его бывшая позиция и круг обязанностей могут наглядно показать наличие данных качеств». Некоторые рекрутеры внимательно следят за речью соискателя, последовательностью построения фраз, структурой заключений и выводов, выделением определяющих моментов карьерного пути, реакцией на «неудобные» вопросы, а также за скоростью ответов на вопросы и темпом речи. Таким образом, они применяют психолингвистический анализ для выявления у кандидата способностей к анализу ситуации в целом, расстановке приоритетов и систематизации информации.

Коммуникабельность или аналитические способности

Существует мнение, что люди, склонные к постоянному анализу, страдают недостатком коммуникабельности, так как прежде чем высказать свое мнение относительно чего-либо, им требуется некоторое количество времени для выстраивания в уме нескольких вариантов возможного развития событий, чтобы выбрать наиболее, на их взгляд, подходящий. А беседа с людьми, особенно с клиентами и партнерами, требует быстрой реакции, «живости» общения.

Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей.

Павел Цыпин, как и большинство специалистов, считает, что с психологической точки зрения коммуникабельность и аналитические способности - качества не взаимоисключающие. Коммуникативные навыки вполне можно развить - достаточно, например, прослушать курс риторики. Светлана Гиацинтова , директор по персоналу компании «Ай-Теко» , говорит: «Безусловно, у человека могут быть более выражены или аналитические, или коммуникативные способности. Но это вовсе не значит, что при наличии аналитических способностей коммуникативные отсутствуют. В современной психологии есть понятие - синтетическое мышление, которое означает, что человек высоко развил в себе и те, и другие качества». Яркий пример - маркетологи, которым наряду с умением собирать, анализировать и обрабатывать информацию о рынке, необходимы способности эффективной коммуникации с общественностью и клиентами. Или рекрутеры, которые, с одной стороны, должны анализировать информацию о рынке труда и его отдельных секторах, с другой - интервьюировать кандидатов, проводить переговоры с компаниями-клиентами.

По мнению Надежды Бобровой, если человек обладает хорошими коммуникативными навыками, умеет налаживать позитивные связи с внешней средой, то зачастую обладает и аналитическими способностями, так как умеет выделять, выбирать необходимые и значимые (для достижения конкретных целей) способы коммуникации. Эксперт считает, что «скорее можно разделять аналитику и креативность, так как это полярные категории. При нестандартном мышлении мы можем говорить о креативности сотрудника. Аналитический склад ума предполагает наличие способностей административного характера, что противоречит творчеству, а аналитические способности присутствуют и у творческих натур, но в меньшей степени».

Кому нужны аналитические способности?

Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей. Во многих объявлениях о вакансиях это качество требуется наряду с гибкостью ума, вниманием к деталям, системным подходом к работе, наблюдательностью, высокой организованностью. По мнению экспертов, все эти качества наиболее ценятся у менеджеров, специалистов, работающих в области продаж, в частности развития продаж, у ИТ-специалистов, маркетологов,экономистов, аналитиков, логистов, консультантов.

Светлана Гиацинтова считает, что аналитические способности требуются, в первую очередь, специалистам, работающим с большими объемами информации. Эти люди должны уметь собирать, структурировать и анализировать данные, прогнозировать и моделировать различные ситуации, учитывая влияние всевозможных составляющих, оценивать их значимость для каких-либо событий. Однако при этом очень большую роль играет интуиция, то есть способность использовать накопленный опыт.

Аналитический склад ума подразумевает больше общение с компьютерными программами, бумажными документами, чем с людьми. Бывает, правда, и такое, что человек на протяжении многих лет работал на клиентоориентированных позициях, а потом осознал, что это не совсем то, чем ему хочется заниматься. Как, впрочем, и наоборот.

Карьера без способности к анализу

Большинство менеджерских позиций предполагает наличие у руководителей аналитических способностей, склонности к долгосрочному планированию. Если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо их развивать.

Однако Павел Цыпин считает, что карьерный рост возможен и без ярко выраженных способностей к анализу, например, в гуманитарной сфере. Но, конечно, не там, где они первичны: в высшем менеджменте или в финансовой области. Кроме того, при определенных усилиях можно развить в себе эти качества - была бы мотивация.

Светлана Гиацинтова придерживается такого мнения: если специалист не обладает аналитическими способностями, но стремиться к карьерному росту, ему стоит рассматривать позиции, где от руководителя требуется умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, быстро переключаться с одной задачи на другую и прочее.

Как правило, если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо развивать аналитические способности.

«Карьерный рост сам по себе подразумевает профессиональное совершенствование, а значит, осознанную необходимость осваивать новые области и развивать новые компетенции. Так почему бы не развить аналитические способности? Конечно, не надо садиться за отвлеченные от бизнеса учебники. На это просто нет времени. Но достаточно просто приучить себя каждый раз задумываться о причинах и следствиях того или иного действия или принятого решения, - рассказывает Анастасия Шуплецова , консультант по подбору персонала кадрового агентства Delogys Group . - Даже если у Вас нет склонности к аналитическим способностям, карьерный рост все равно возможен, при своем позиционировании нужно сделать упор на другие личные качества. Да и маловероятно, что вам захочется заниматься стратегией и анализом, ведь обычно нам нравится то, что лучше получается».

Как развить аналитические способности?

Специалисты утверждают, что, обладая достаточным желанием, можно «горы сдвинуть». Развить в себе способность к анализу поступающей информации - вполне реалистичная и достижимая цель. На данный момент многие тренинг-центры предлагают программы по развитию аналитических способностей, но зачастую оказывается, что лучшим «учителем» в их развитии становится сама жизнь. По словам Максима Лукичева, «чтобы развить способность к анализу, нужно погружать себя в различные ситуации и пытаться находить выходы из них».

Татьяна Меньшова , бизнес-тренер 3R Recruitment Company, считает: «Если человек сумел получить финансово-экономическую специализацию, начал руководить сначала одним, а потом несколькими параллельными бизнес-процессами, это означает, что он активно развивает мыслительный процесс. Игра в шашки, шахматы, компьютерные игры, владение сложным музыкальным инструментом, изучение иностранного языка, особенно английского, предполагают наличие аналитического мышления и способствует его развитию».

Что такое аналитические способности? Когда мы считаем, что у человека аналитический склад ума, это подразумевает, что его рассуждения отличаются логичностью и структурированностью. Такое мышление позволяет собрать все полученные факты, проанализировать их, выстроить четкую последовательную цепочку и сделать выводы, которые в большинстве случаев окажутся верными. Таким образом, аналитические способности – это талант логично мыслить.

Аналитические способности – это дар природы или результат тренировок?

Опытные педагоги с уверенностью скажут, что проявляются еще в раннем детстве. Кто-то из малышей с удовольствием сочиняет сказки и небылицы, а кто-то впадает в ступор, услышав задание нарисовать фантастическое животное. В школе аналитику легко даются точные науки (алгебра, физика), а вот на уроке литературы учитель может быть крайне недоволен таким учеником. Аналитические навыки – это способность вычислять связи между предметами и явлениями (даже если они не очевидны), дифференцировать важные и второстепенные детали, применять методы дедукции (от общего к частному) и индукции (наоборот, от частного к общему).

Работодатели и HR-специалисты ценят наличие аналитического склада мышления у соискателей. Если у человека развиты аналитические способности, гарантировано, что это поможет ему в профессии маркетолога, логиста, экономиста, специалиста IT-сферы и др. Безусловно, аналитический склад ума – это генетическая особенность каждого конкретного человека. Но навыки построения логичной мыслительной цепочки и анализа любой ситуации можно и нужно развивать.

Как развить аналитический склад ума

Чтобы , необходима постоянная тренировка. Как наше тело постоянно требует физической активности, так и наш мозг нуждается в «задачках». Можно использовать способы тренировки, которые приведены ниже. В любом случае, даже если заниматься ежедневно по несколько минут, есть шанс натренировать свой мозг и развить в себе необходимые навыки.

Многие спрашивают, какого результата можно достигнуть, получится ли у типичного гуманитария стать человеком с потрясающим аналитическим мышлением? Прежде всего, необходимо учитывать два фактора:

  • уровень развития навыка до начала занятий;
  • потенциал (предельный уровень), который определяется генетическими особенностями.

Выше головы не прыгнуть, но значительно улучшить логическое мышление и раскрыть свой природный потенциал может каждый. Итак, как развить аналитические способности?

Шаг 1. Используйте любую возможность для урока

В разговоре с людьми, имеющими отличную от вашей точку зрения, старайтесь выстроить имеющиеся факты так, чтобы получившиеся выводы были схожи с выводами вашего оппонента. Со временем вы научитесь находить несостыковки как в ваших, так и в чужих рассуждениях и прийти к истине.

Что с вами происходит. Представляйте различные варианты исхода тех или иных событий в зависимости от вашего действия или бездействия, предполагайте несколько вариантов развития ситуации.

Шаг 2. Тренируйтесь

с помощью книг? Читайте детективы! Идеально для этих целей подходят классические романы о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, миссис Марпл. Пытайтесь вычислить преступника вместе с сыщиком, выстраивая логические цепочки. Еще один увлекательный способ развить аналитические способности – ежедневно решать задачи из сборников «Занимательной математики».

Шаг 3. Стройте логические цепочки

Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики. Например, задание: определить число детских дошкольных учреждений в вашем городе за 20 минут, при условии, что достоверного ответа на вопрос вы не знаете, а также не будете пользоваться интернетом, справочниками и помощью знакомых для решения этой задачи. Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики.

Возможные варианты решения:

  • численность населения города;
  • процент детей дошкольного возраста;
  • процент детей, не посещающих ДДУ;
  • среднее количество детей в группе;
  • среднее число групп в детском саду;
  • число детских садов в городе.

Стандартный алгоритм решения любой задачи

  1. Поставьте цель.
  2. Соберите максимум информации.
  3. Определите первичные связи.
  4. Предположите варианты развития событий, создайте рабочую гипотезу.
  5. Проверьте гипотезу.
  6. Действуйте.

Люди с аналитическим складом ума отличаются способностью решать большое количество логических задач, не испытывая при этом особой интеллектуальной нагрузки. Если для вас выстраивание алгоритмов и установление связей между предметами стало развлечением, а не тяжелой умственной работой, считайте, что вы развили у себя способности к аналитике. В видео представлены некоторые упражнения.