Африканские страны их история развития. Краткая история Африки. Африка: основные исторические события. История древнего освоения Африки

Именно в Африке были найдены останки древнейших видов человеческой расы, что предполагает, что африканский континент является родиной первых людей и цивилизаций. По этой причине Африку иногда называют колыбелью человечества.

Самая ранняя история континента связана с долиной Нила, где развивалась знаменитая цивилизация древних египтян. У египтян были хорошо спланированные города и развитая культура, кроме того, они также изобрели систему письма – иероглифы, благодаря которым они записывали свой ежедневный быт. Все это происходило примерно в 3000 г. до н.э.

Большую часть времени народы Африки были представлены королевствами, объединенными по племенному типу. Каждое племя говорило на своем языке. Даже сегодня сохраняется подобный социальный уклад.

Средние века

После смерти пророка Мухаммеда, исламские воины неоднократно совершали налеты на разные области континента, захватив большую часть Северной Африки к 711 г.н.э. Затем последовала череда внутренних междоусобиц, из-за вопроса о преемнике пророка. Данные разногласия привели к постоянным воинам за власть, и в разные времена разными регионами Африки руководили разные лидеры. К 11 веку ислам распространился и на южную часть континента, по итогам чего одна треть всего населения Африки стали мусульманами.

Контакт с Европой

На протяжении 19 века разные африканские королевства стали устанавливать контакт с Европой. Именно в этот период произошел значительный рост темпов колонизации Африки, и рабы из разных регионов были отправлены на работу в колонии и на плантации, в частности, в Америку. По большей части, европейцы контролировали лишь прибрежные регионы Африки, во внутренних же регионах континента контроль оставался за местными правителями и исламистами.

Народы Африки принимали участие в обеих мировых войнах. После Второй мировой войны власть европейцев ослабела, и африканские колонии стали требовать свободу. Сильным катализатором в данном вопросе послужила успешная борьба Индии за свою независимость. Но даже после того, как многие государства добились свободы, впереди их ждали более суровые испытания, в виде массового голода, гражданских войн, эпидемий, и политической нестабильности. Даже сегодня многие африканские страны испытывают эти же трудности.

К нига известного немецкого (ГДР) историка Т. Бюттнер посвящена истории Африки с древнейших времен до территориального раздела континента между империалистическими державами. Написанная с марксистских позиций и с использованием трудов прогрессивных зарубежных ученых, эта работа разоблачает расистские и колониально-апологетические концепции буржуазной историографии.

ВВЕДЕНИЕ

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», - сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И действительно, сейчас Африка

с присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанавливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от иностранных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империализма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они приходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и мистики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной национально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному прогрессу. Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям»

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории: они предназначены замаскировать истинную сущность и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности.

Глава I

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АФРИКА КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ И ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

По-видимому, первые на земле люди появились на Африканском континенте, поэтому он занимает совершенно особое месте в изучении всей истории человечества, и истории древнейших и древних периодов нашей цивилизации в частности. Открытия последних лет в Южной и Юго-Восточной Африке (Стеркфонтейн Таунг, Брокен-Хилл, Флорисбад, Кейп-Флэтс и т. д.), в Сахаре особенно же в Восточной Африке показали, что прошлое человечества исчисляется миллионами лет. В 1924 г. Р. А. Дарт нашел в Южной Африке остатки австралопитеков (человекообезьян), чей возраст насчитывает примерно миллион лет. Но проф. Л. Лики, впоследствии его сын и жена после продолжительных и трудный раскопок на территории Кении и Танзании - в ущелье Олдувай к югу от озера Виктория, и в районе Кооби-Фора и Илерет (1968), а также погребения Лаэтвлил в Серенгети (1976) - нашли костные остатки, возраст которых оценивается уже от 1,8 до 2,6 миллиона, а в Лаэтвлиле - даже в 3,7 миллиона лет.

Установлено, что только на Африканском континенте обнаружены костные остатки, представляющие все ступени развития человека, чем, очевидно, подтверждается на основе новейших ан тропологических и палеонтологических данных эволюционное учение Дарвина, который считал Африку «прародиной человечества». В Олдувайском ущелье в Восточной Африке мы находим остатки представителей всех этапов эволюции, предшествовавших возникновению Ното sapiens. Они эволюционировали (частью параллельно и не всегда получая дальнейшее развитие) от австралопитека к Ното habilis, а затем к последнему звену эволюционной цепочки - неоантропу. Пример Восточной Африки доказывает, что формирование Ното sapiens могло происходить самыми различными путями и что далеко не все они изучены.

Климатические изменения, наступившие в четвертичном периоде и длившиеся больше миллиона лет, особенно три больших плювиальных (влажных) периода, оказали большое влияние на Африку и превратили области, ныне являющиеся пустынями, в саванны, где с успехом охотились доисторические люди. Связанные с плювиалами смещения и изменения уровня вод могут быть использованы в числе других методов для датировки первобытных находок. Уже среди археологических материалов, относящихся к первым плювиальным периодам, наряду с костными остатками прачеловека найдены первые каменные, вернее, галечные орудия труда. На территории Европы подобные им изделия появились значительно позднее - только во время межледниковых периодов.

Находки древнейших галечных и каменных орудий олдувайской и стелленбошской культур, равно как и датируемых началом верхнего палеолита (около 50 тысяч лет назад) многочисленных остатков толстых и тонких обработанных нуклеусов и рубил с черенком, обнаруженных теперь уже во многих районах Магриба (атер, капсий), Сахары, Южной Африки (фаурсмит), Восточной Африки и бассейна Конго (Заир), свидетельствуют о развитии и успехах ранне- и позднепалеолитических людей на африканской земле

Огромное количество усовершенствованных каменных орудий и наскальных изображений, относящихся к мезолиту (среднему каменному веку), говорит о значительном росте населения и высоком уровне доисторической культуры в определенных областях Африки начиная с X тысячелетия до н. э. Культуры лупембе и читоле в бассейне Конго, а также мезолитические центры в Северо-Восточной Анголе, в некоторых районах Уганды, Замбии, Зимбабве и на северном побережье Гвинейского залива представляют важный этап дальнейшего прогресса культуры. Люди лупембской культуры умели делать долота и полые предметы, остроконечники со сбитой спинкой и каменные листовидные наконечники для копий и орудий типа кинжала, которые выдерживают сравнение с лучшими каменными наконечниками, найденными на территории Европы.

ВВЕДЕНИЕ

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», - сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И действительно, сейчас Африка с присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанавливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от иностранных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империализма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они приходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и мистики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной национально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному прогрессу. Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям».

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории: они предназначены замаскировать истинную сущность и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности.

Сейчас эти лживые вымыслы об историческом развитии Африки распространяются не так уж часто. Империалистическая пропаганда вынуждена - и не только в историографии и политике - прибегать к более изощренным и гибким формам. Растущее могущество реально существующего социализма и успехи национально-освободительного движения заставляют ее выдвигать теории, которые соответствуют новым задачам неоколониализма в большей мере, чем колониально-апологетические и расистские версии старого образца. Однако тон по-прежнему задают империалисты. Правда, буржуазная историография подвержена многообразным процессам дифференциации.

В некоторых капитальных трудах, например и монографиях Р. Корневена, Р. Оливера, Дж. Мэтью, П. Дуигнена, Л. А. Ганна, Фр. Аншпренгера, и во многих специальных работах история Африки рассматривается с более реалистической точки зрения. Их авторы в отдельных случаях достигли весьма важных результатов в эмпирических исследованиях и в рассмотрении частных вопросов, но оценка исторических источников, постановка проблемы и - последнее по счету, но не по важности - ненаучность выводов и классификации материалов заставляют отнести этих ученых к идеологам позднего капитализма. Выдвигаемые ими теоретические положения не менее опасны, чем идеи апологетов империализма. Достаточно сказать, что в некоторых из последних работ по истории и социологии предпринимается попытка отделить борьбу прогрессивных сил национально-освободительного движения за социальный прогресс от мировой социалистической системы и рабочего движения в высокоразвитых капиталистических странах.

Многие исторические труды на узкие темы, например о причинах отсталости той или иной страны, об образовании «элит», служат для маскировки неоколониалистской экспансии.

Марксисты и другие прогрессивные элементы, борющиеся против империализма, в том числе и в африканских национальных государствах, объявили войну этим воззрениям. В очерке истории Тропической Африки с древнейших времен, составляющем содержание этой книги, должно быть объективно прослежено историческое и культурное развитие народов континента к югу от Сахары и выявлена бесчеловечная эксплуатация их колониализмом. Тем самьгм опровергаются основные положения проимпериалисти-ческой «науки».

В Советском Союзе после Октябрьской социалистической революции, а в странах мировой социалистической системы после 1945 г. начался новый период африканистики. Ученые этих государств, а также марксисты и другие прогрессивные исследователи во всем мире, и все чаще в самих африканских странах, публикуют в последние годы серьезные работы по древней и новой истории Африки. Это вызвало революцию в африканистике, которая раньше почти полностью находилась под влиянием колониалистон (особенно историография Тропической Африки от древнейших времен до раздела ее территории империалистическими колониальными державами). Монография «Народы Африки», составленная коллективом авторов под руководством Д. А. Ольдерогге И. И Потехина (в 1961 г. была издана в ГДР), заложила основы для многочисленных серьезных исследований отдельных проблем советской африканистикой. Благодаря этому труду работы советских ученых по лингвистике и истории Африки получили международную известность. Э. Шик (Венгрия), И. Хрбек (Чехословакия), М. Маловист (Польша) стремились восполнить своими работами известные пробелы в изложении общей истории доколониального периода народов Африки. Следует упомянуть также изданные и в ГДР работы французского историка и экономиста марксиста Ж. Сюрэ-Каналя по истории Западной и Центральной Африки и английского публициста Б. Дэвидсона.

Несмотря на бесспорные успехи африканистики в последние 20 лет, по-прежнему отсутствует обстоятельный обобщающий труд по истории народов Африки, особенно в отдельные периоды до колониального раздела континента империалистами. Многолетние изыскания побудили меня сделать достоянием широкого круга читателей важнейшие моменты исторического развития народов к югу от Сахары.

Особые трудности по сей день представляет проблема периодизации общей истории народов Африки, в том числе в нашу эру. По этому вопросу нет единодушия даже среди ученых-марксистов. Правильный подход к нему требует, чтобы африканцы не рассматривались как пассивный объект чужеземных влияний, а чтобы прежде всего учитывались внутренние закономерности их общественного развития, соотносимые, разумеется, с важнейшими периодами мировой истории и качественными изменениями отдельных социально-экономических общественных формаций. При этом необходимо иметь в виду диалектическое единство этапов развития мировой истории и региональных особенностей африканских стран. Именно на основе этих общих критериев в книге выделены периоды исторического развития народов Тропической Африки от древнейших времен до империалистического раздела Африки в последней трети XIX в. К примеру, XVI век, когда западноевропейский капитализм производил экономическую и политическую подготовку к завоевательным походам и тем самым положил начало новой эпохе, не только был важной вехой в мировой истории, но и явился поворотным пунктом в жизни некоторых народов Тропической Африки.

Анализ общественного и исторического развития населения столь многих регионов и выявление в нем общих закономерностей и тенденций связаны с известными трудностями. Они усугубляются еще и тем, что страны к югу от Сахары достигли самых различных степеней прогресса. Кроме того, общественному развитию многих африканских народов несомненно присущи специфические особенности, И тем не менее можно с уверенностью утверждать, что это развитие отнюдь не происходило вне закономерного всемирно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Неопровержимые исторические факты доказывают, что народы Африки, и отстававшие и шедшие впереди, стремились и стремятся идти по пути прогресса. Путь этот длинный и трудный, но, как показывает весь опыт истории, в конечном счете он приведет к социализму также и народы Тропической Африки.

В заключение следует сделать некоторые предварительные замечания относительно источников и вспомогательных материалов, которые имеются в распоряжении африканиста.

Не будет преувеличением сказать, что и в этой области лишь в последние десять лет поднята целина и несколько раздвинута завеса, закрывавшая «Черный» континент. Колониалисты считали археологические находки лишь приложением к весьма прибыльной добыче железных руд и минералов. Развалины легендарного государства Мономотапа и ценнейшие памятники искусства Бенина были обнаружены или случайно, или действовавшими без всякого согласования экспедициями. После того как африканские государства достигли независимости, ассигнования на научные исследования стали более систематическими и целеустремленными. Результаты этих исследований исключительно важны. Так, благодаря чрезвычайно интересным раскопкам Килвы (Танзания) города-государства Восточной Африки предстали в совершенно ином свете. Руины столицы древней Ганы Кумби-Сале (на юге Мавритании) оказались немыми свидетелями давно исчезнувшей африканской цивилизации. На безводных сейчас нагорьях Центральной Сахары найдены десятки тысяч прекрасных наскальных картин и фресок; эти высокохудожественные произведения реалистического искусства сообщают ценные сведения о развитой культуре Африки. Находки последнего времени позволяют уточнить представления о древнейшей и древней истории африканских народов. Поскольку сейчас научные учреждения молодых национальных государств сами организуют археологические экспедиции для раскопок центров древних цивилизаций, мы вправе ожидать, что их работы обогатят историю новыми данными.

Многие племена и народности Тропической Африки по сей день не имеют письменности. Тем не менее нам известны в общих чертах отдельные этапы их истории. При дворах правителей и вождей существовал институт сказителей, напоминавших средневековых миннезингеров. До нас дошли передававшиеся из уст в уста перечни имен правителей, хроники, героические сказания, эпические поэмы, воспевавшие подвиги и деяния правителей. В последнее время большая их часть была тщательно собрана и записана африканскими учеными и их помощниками. Сейчас они приступили к исследованию содержания этих источников, и тут немедленно выявились пределы возможностей их использования. В них тесно переплетаются вымысел и правда. История того или иного племени или народа сводится к деятельности отдельных правителей. Оставляет желать лучшего и хронология. Тем не мене африканист может и должен работать над этими устными преданиями, чтобы с помощью научного анализа превратить их в надежные источники африканской историографии.

В целом следует отметить известную скудость письменны, источников для отдельных периодов и регионов. Историю некоторых народов можно подчас довольно точно воссоздать на основании как сообщений арабских путешественников, так и оставленных самими этими народами письменных свидетельств, но при исследовании прошлого других народностей приходится довольствоваться немногочисленными сведениями, иногда даже косвен кыми. Кроме того, они обычно неоправданно много касаются событий политической жизни, тогда как экономические и социальные отношения отражены в них очень плохо.

Первые письменные свидетельства о Тропической Африке содержатся в реляциях египетских военачальников. Далее следую сведения, полученные карфагенянами, греками и римлянами вовремя путешествий, военных походов и торговых экспедиций. Однако эти данные, дошедшие от периода античности, весьма скромны и носят случайный характер.

Только арабские историки периода, соответствующего европейскому средневековью, уделили наконец должное внимание областям к югу от Сахары, которые тогда стали широко известны благодаря многочисленным экспедициям и путешествиям, а такж. оживленным торговым связям. Рассказы арабских путешественников, хронистов, географов и историков, и прежде всего описани путешествий ал-Масуди, ал-Бакри, ал-Идриси, Ибн Батуты, Льва Африканского, содержат ценную информацию. Они были дополнены начиная с XVI в. первыми записями на месте в государствах западной и центральной зон Судана (имеется в виду вся полоса Сахеля, которая тянется с запада на восток к югу от Сахары и не совпадает с территорией современного Судана). Серьезные пробелы в наших знаниях были позднее устранены мусульманскими учеными крупных торговых центров государства Сонгай - Томбукту, Гао и Дженне, - писавшими хроники по-прежнему на арабском языке. Сведения об истории народов Западной Африки содержатся и в записях, которые делались в городах-государствах хауса в Северной Нигерии, и в письменных документах начального периода государств фульбе и тукулёров в XVIII и начале XIX в., найденных и опубликованных только в последнее время. Из них лишь незначительная часть написана на арабском языке.

О жизни восточноафриканских городов-государств сообщают несколько местных хронистов. Они писали сначала по-арабски, позднее на суахили и пользовались своей собственной системой письма, восходящей к арабской письменности.

Наиболее древние письменные данные мы черпаем также из памятников царств Мероэ и Аксум (см. гл. II). В средние века их традиции нашли успешное продолжение в летописании и церковной историографии Эфиопии.

На рубеже XV и XVI вв., когда португальские мореплаватели открыли путь вокруг Африки и основали многочисленные опорные пункты колонизации, появились первые подробные отчеты европейцев рассказы об их путешествиях и исторические сочинения. От этого начального периода колониальных предприятий дошли красочные описания, ярко рисующие жизнь в Бенине и других приморских областях Западной Африки, в древнем государстве Конго, а более всего - в Восточной и Центральной Африке. По словам Барруша, Барбосы, Баррето, Кастаньозу, Алькасовы и Даппера, они, к своему великому удивлению, увидели здесь высокоразвитые государства с крупными торговыми центрами, где жизнь била ключом. В первое время португальцы еще довольно объективно и деловито записывали свои впечатления. Но когда мечты завоевателей о сказочных богатствах натолкнулись на противодействие населения Африки, их рассказы - и чем дальше, тем больше - начали уснащаться клеветническими вымыслами.

В XIX в. Африканский континент стал заветной целью исследователей, путешественников и миссионеров. Из-под пера членов различных экспедиций, купцов и посланцев церкви, которые прямо или косвенно подготавливали капиталистические завоевания, вышло множество заметок о геологии, географии, экономике и климате африканских стран (ср. гл. V, 7). Они оставили нам и подробные историко-этнографические очерки общественного развития некоторых народов Африки. Хотя авторы этих работ, например известный Генрих Барт в середине XIX в., не могли скрыть, что действуют по поручению или по инициативе колонизаторов, они часто стремились к подлинно научным исследованиям и признавали исторические и культурные достижения неевропейских народов. Однако их труды очень скоро были забыты в Европе, в последней трети XIX в. на область к югу от Сахары навесили ярлык «Черного» континента и отказали ей в способности к историческому прогрессу. В соответствии с этой точкой зрения многие свидетельства культуры и устные предания африканских народов отрицались или приписывались влиянию иноземных культуртрегеров. В конце концов расистские теории апологетов колониализма восторжествовали и стали тормозить любые научные исследования, в том числе изучение истории и общественного развития народов Африки.

Это еще более обязывает всех ученых-марксистов совместно с прогрессивными африканскими историками воссоздать и правильно оценить на основе фундаментальных исследований историю народов Африки, фальсифицированную апологетами империализма и колониализма.

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

автора Смирнов Александр Сергеевич

Введение Неразвитость методологии современной исторической науки на Украине как основа фальсификаций. «Украинская история» как идеология внутреннего пользования. Сокрытие исторических источников и подтасовка фактов. Препятствия научному диалогу историков и

автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги Новая Хронология Фоменко-Носовского за 15 минут автора Молот Степан

1.1. Введение В этой части изложена концепция Новой Хронологии Фоменко-Носовского для тех, кто никогда о ней не слышал, либо слышал что-то очень вскользь, а возможно слышал много, но не уловил суть. На нескольких страницах в этой части мы изложим самое главное. Для многих из

автора Макарий Митрополит

Из книги История Русской Церкви. Том 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира автора Макарий Митрополит

Из книги Ангерран де Мариньи. Советник Филиппа IV Красивого автора Фавье Жан

Введение В истории Франции XIV в. является переходным периодом. На смену существовавшим до этих пор, хотя и в совершенно неузнаваемом обличье, феодальным институтам мало-помалу стали приходить монархические учреждения. Таким образом, рассматривая механизм правления

Из книги Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга автора Марсден Кристофер

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна

Введение Соединенные Штаты Америки (США) занимают почти половину Североамериканского материка, однако исключительная роль этой великой страны, сначала выделившейся среди всех прочих территорий Нового Света, а затем постепенно превратившейся в одну из ведущих мировых

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Введение В этой книге вы прочтёте сказание древнегреческого учёного Платона об Атлантиде - могучем царстве атлантов, процветавшем на большом острове среди Атлантического океана и погрузившемся на дно за девять с половиной тысяч лет до нашей эры.В истории человечества

Доклад про Африку поможет подготовиться к уроку. Описания материка Африка изложено в этой статье. Краткое сообщение о Африке Вы можете дополнить интересными фактами.

Краткое сообщение о материке Африка

Африка - самый жаркий материк на Земле. Это второй по величине материк после Евразии.

Площадь Африки — 29,2 млн км 2 , а вместе с островами это 30,3 млн км 2 .

Самой высокой вершиной является вулкан Килиманджаро, а самой глубокой впадиной – озеро Ассаль. Большую часть территории занимают плоскогорья и возвышенности. Кстати, в Африке намного меньше горных территорий в отличие от других материков.

Географическое положение материка Африка

Материк принадлежит к группе южных материков. Он сформировался после раскола давнего континента под названием Гондвана. У Африки самая ровная береговая линия. Самым крупным заливом на материке является Гвинейский залив. Также большое количество небольших заливов есть в Средиземном море. А вот единственным крупным полуостровом является Сомали. Стоит отметить, что островов у материка достаточно мало – их площадь составляет 1,1 млн км 2 , наибольшая береговая линия принадлежит острову Мадагаскар.

Рельеф Африки

Преимущественно рельеф Африки равнинный, это потому что основание материка представлено древней платформой. Со временем она медленно поднималась, из-за чего образовались высокие равнины: плато, плоскогорья, горные котловины и хребты. На севере и западе Африки преобладают плиты, а в восточной и южной части, наоборот, щиты. Здесь высоты выше 1000 м. Через восточную часть материка протягиваются континентальные Восточно-Африканские разломы. Разломы привели к образованию грабенов, горстов, нагорий. Именно здесь постоянно происходят извержения вулканов и сильные землетрясения.

Климат Африки

Климат материка обусловлен его положением в тропических и экваториальных широтах, а также равнинностью рельефа. От экватора к югу и северу последовательно сменяются климатические пояса от экваториального до субтропического. На территориях с тропическим поясом зафиксированы самые высокие температуры на планете. В горах температура опускается ниже 0°С. Парадоксально, что на самом жарком материке выпадает ежегодно снег в Атласе. А на вершине горы Килиманджаро даже есть ледники. Особенная в Африке и циркуляция атмосферы – количество выпадаемых осадков уменьшается от экватора, а в тропиках их количество наименьшее. А в субтропиках их больше. Можно заметить тенденцию уменьшения количества осадков с востока на запад.

Водные ресурсы Африки

Самой полноводной рекой является река Конго. К крупным рекам принадлежат Замбези, Нигер, Лимпопо и Оранжевая. Крупные озера – Рудольф, Танганьика и Ньяса.

Природные зоны и богатства Африки

Африке присущи такие природные зоны – зона экваториальных лесов, зона переменно-влажных лесов, зона саванн и редколесья, зона пустынь и полупустынь, вечнозеленых лесов и кустарников. Африку считают кладовой мира. Здесь находятся богатейшие месторождения золота, алмазов, урана, меди, редких металлов. В западной и северной Африке распространены залежи газа, нефти, руд алюминия и фосфоритов.

Краткое сообщение о народах Африки

Северная часть населена арабами, берберами, которые принадлежат к индо-средиземноморской расе. На юг от Сахары проживают народы негрилльской, негрской и бушменской рас. В Северо-Восточной Африке проживают народы эфиопской расы. На южных территориях Африки проживают южноазиатские и негроидный расы.

  • Кстати, здесь живут и самые крупные млекопитающие на суше.
  • Название Африка происходит от имени того племени, которое жило когда-то на севере и называлось афригами.
  • На долю материка приходится половина добываемых алмазов и золота в мире.
  • В озере Малави водится больше всего видов рыб на планете.
  • Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил.
  • Интересно, что остров Чад за последние 38 лет уменьшилось на 95%.

Надеемся, что краткая информация об Африке помогла Вам. А свой рассказ об Африке Вы можете оставить через форму комментариев.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Не ходите, дети, в Африку гулять» - пел Бармалей в мультфильме «Доктор Айболит». Во многом Африка до сих пор кажется нам именно такой - полной пестрых племен и небезопасной, и это мало относится к реальности.
сайт собрал и развенчал самые популярные мифы про Черный континент.

Миф 1: в Африке нет технического прогресса

Со школьных времен мы помним, что Африка состоит из развивающихся стран. Но это не значит, что Черный континент живет в средневековье - у 90 % африканцев есть мобильные телефоны, есть программисты, создающие собственные приложения и гаджеты. Например, местные разработчики создали сервис для фермеров с рекомендациями по скотоводству и информированием о стихийных бедствиях. Кроме того, в Африке развито производство, в некоторых странах выпускают и крупную технику, такую как автомобили.

Миф 2: Африка - жаркая пустыня

Мы говорим «Африка» - думаем о Сахаре. На самом деле на континенте кроме пустыни есть огромная, крупнейшая область тропических лесов, гора Килиманджаро и другие снежные вершины и саванна. В пределах одной Африки представлены все климатические зоны, а среднегодовая температура даже в экваториальной части континента не превышает 27 °C.

Миф 3: в Африке живут только чернокожие

Мы привыкли думать, что Африку населяют исключительно чернокожие люди. На самом деле на континенте проживает более миллиарда человек и разнообразие цветов кожи здесь может поразить - от иссиня-черного до очень бледного. Такая палитра образовалась из разнообразия оттенков кожи исконного населения и большого количества переселенцев из Европы и Азии, которые остались в Африке со времен колоний или бежали в африканские страны от политических гонений.

Миф 4: Африку населяют дикие животные

Научно-популярные передачи и мультфильмы рассказывали нам про Африку, населенную дикими животными, которые свободно разгуливают на природе и даже могут нападать на людей. На самом деле большинство сафари проходят в зимние месяцы, когда потенциально опасные змеи и насекомые находятся в спячке. Что касается диких животных, то большая часть из них сейчас живет в национальных парках. Случаи нападения на человека крайне редки и почти всегда происходят только от нарушения правил парка, когда туристы вместо наблюдения за животными пытались преследовать их или вступить в контакт с хищниками.

Миф 5: в Африке очень высокий уровень преступности

Существует мнение, что в Африке туристы находятся в постоянной опасности из-за высокого уровня преступности. На самом деле туризм на континенте сильно развит: только в ЮАР бывает до 1,5 млн туристов в год, а страны Африки становятся модным и популярным направлением туризма среди западных путешественников. Вместе с этим на континенте поднимается уровень сервиса, условия для туризма становятся все лучше, но при этом сохраняется ощущение близости к природе и экзотика.

Миф 6: Африка не имеет культурного наследия

Думая про Африку, мы часто представляем первобытное общество без развитой культуры и даже истории. Африку заслуженно называют колыбелью цивилизации - на континенте находится множество разнообразных античных построек и других культурных памятников, которые бережно охраняются. В одной только Кении более 200 архитектурных памятников. Кроме того, во многих странах есть интереснейшие музеи, тщательно поддерживаемые правительством.

Миф 7: Африка живет за чертой бедности

Отправляясь в Африку, мы представляем аскетичное путешествие с проживанием в палатках и готовимся видеть вокруг нищету. На самом деле на континенте существуют страны, живущие за чертой бедности, но их гораздо меньше, чем кажется. В целом экономический уровень африканских государств мало отличается от других развивающихся стран - средний класс только развивается. При этом государства вовсю инвестируют в туризм, строятся комфортные отели и зоны отдыха.

Миф 8: в Африке бушуют эпидемии опасных заболеваний

СМИ периодически рассказывают нам об очередной вспышке страшных болезней в Африке, и мы привыкли думать, что на континенте много смертельных заболеваний. На самом деле нашумевшая лихорадка Эбола охватила не весь континент, а только страну Сьерра-Леоне и окрестности. Второе заболевание, которое чаще всего вспоминается при разговорах об Африке, - малярия. Конечно, малярийные комары существуют, но при соблюдении техники безопасности заражения можно не бояться. К мерам предосторожности относятся репелленты, москитные сетки и профилактические лекарства.

Миф 9: африканцы живут в хижинах

Зачастую фотографии африканцев показывают дикие племена, живущие в хижинах. На самом деле застройка больших городов в Африке мало отличается от других мегаполисов - здесь есть и высотные жилые дома, и небоскребы, и деловые центры. Развитые архитектура и инфраструктура делают африканские города весьма прогрессивными. Конечно, на территории континента еще остались действительно живущие в хижинах, такие как бушмены, но их очень мало.

Миф 10: в Африке говорят на африканском языке

Африканского языка не существует, даже более того - и уникальные местные языки племен постепенно исчезают. Население Африки в период колонизации впитало в себя европейские языки - английский, французский, немецкий и португальский, которые сильнее распространились с телевидением и интернетом. В общем, на континенте говорят на сотнях разных языков, Африка - находка для лингвистов: в одной только Намибии 20 государственных языков.

Миф 11: Африку раздирают политические конфликты

Американские фильмы часто показывают нам локальные войны или политические распри в африканских странах. Действительно, в 90-е годы континент распирали локальные конфликты, одновременно могло идти более десятка войн. Эти войны были наследием колониальной эпохи, когда границы стран устанавливались исходя из интересов колонизаторов и мало учитывали реальную культурную и историческую обособленность страны. На сегодняшний день территории стран определены и войны за границы закончились.

Миф 12: в Африке дефицит продовольствия

Документальные фотографии и фильмы показывают нам голодающих людей в Африке, и мы начинаем думать, что эта проблема охватила весь континент. Голод в странах Африки действительно существует, но далеко не во всех. Здесь около четверти всей мировой плодородной почвы, и далеко не вся она используется в сельском хозяйстве. В туристических зонах нет никаких проблем с питанием, а в ЮАР и Египте распространены рестораны McDonald’s.

Миф 13: в Африке ненавидят белых

Этот миф появился после эпохи рабства и колонизации, когда освобожденная Африка изгоняла европейцев и возвращала свой суверенитет. И по сей день разделение на белых и черных существует, но светлый цвет кожи распространен и среди местного населения и не вызывает агрессии. В странах с развитым туризмом привыкли к путешественникам всех мастей и относятся к ним совершенно спокойно. Чтобы избежать даже потенциальных проблем, стоит ограничиться туристическими зонами и не провоцировать местное население - как и в странах Латинской Америки или в Мексике.