Священство александро невской лавры. Времена правления Петра I. Чайная и трапезная






















Предание гласит, что еще в 1704 году Петр I задумал основать в Петербурге монастырь, но многообразные заботы, томившие русого царя, вынудили Государя отложить богоугодный замысел до лучших времен. Последние наступили спустя шесть лет, когда после Полтавской баталии и взятия Выборга , шведская угроза Петербурга канула в лету.

В июле 1710 года Петр I осмотрел окрестности Черной речки (ныне речки Монастырка) и повелел строить на этих землях монастырь в честь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского». Во исполнения царской воли, архимандрит Феодосий водрузил на правой стороне Черной речки крест с надписью «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь», а на левой стороне крест с надписью «Что сей крест образует, обонполный то сказует».

Место для строительства Александро-Невского монастыря было выбрано не случайно. Дело в том, что тогда многие связывали устье Черной речки с легендарной Невской битвой, когда новгородский князь Александр Ярославич разбил войска шведов. Лишь позднее было окончательно установлено, что сражение произошло на том месте, где в Неву впадает река Ижора.

Александро-Невская лавра на гравюре петровского времени

Для финансирования проекта, к Александро-Невскому монастырю были приписаны окрестные приневские земли, угодья в Олонецком крае, а так же богатая Валдайская Иверская обитель с вотчинами. Первым настоятелем монастыря стал уже упомянутый выше архимандрит Феодосий (Яновский), муж святой жизни, закончившийсвои дни в посте и в молитве на Соловках.

Новый монастырь Санкт-Петербурга задумывался Петром как образцовое заведение. Подход царя был сугубо утилитарный. Обитель должна была служить исправительным, благотворительным и медицинским целям. Предполагалось устроить при монастыре приют для ветеранов Северной войны, душевнобольных и даже исправительное учреждение для пьяниц. Уход за ними должны были нести иноки. Впрочем, как пишет официальная история монастыря, «Эти намерения так и небыли осуществлены. К счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва».

В 1720 году при Александро-Невском монастыре была устроена типография, а 25 октября 1721 года по инициативе архиепископа Феодосия открылась монастырская школа. «По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента» указано было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания. Славянскую школу, в которой, как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, - учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике». В дальнейшем, эта школа, была преобразована в Александро-Невскую Славяно-греко-латинскую академию, ставшую позднее Санкт-Петербургской духовной академией.

Братию для нового образцового монастыря набирали так же как и первых жителей Петербурга. По обителям России была разослана разнарядка, по которой те должны были прислать в Северную столицу лучших монахов.

Строительство комплекса Александро-Невского монастыря велось по проекту Доменико Трезини. Первый архитектор Петербурга задумал симметричный ансамбль каменных зданий на участке Невой и Чёрной речкой. Обитель должна была быть укреплена и служить южным форпостом города. От монастыря к центру Петербурга была проложена дорога - будущий Невский проспект.

Полностью архитектурный замысел Трезини так и не был воплощен в жизнь, но уже во втором десятилетии XVIII века, помимо первых монастырских строений, вокруг обители возник небольшой городок с домами работных людей и слуг. Там же были построены конюшни, лавки, скотный двор, кузницы, мельница и мастерские.

Перенос мощей Александра Невского в Петербург

Для подчеркивания особого статуса Александра-Невского монастыря, Петр I распорядился перенести в его стены из Владимира мощи Св. князя Александра Невского. После долго путешествия, которое заняло почти год, 30 августа 1724 года ковчег с останками святого достигли Петербург. Под гром корабельных орудий они были установленные в только что освященную монастырскую церковь святого Александра Невского. В 1752 году по указу Елизаветы Петрвоны, над ними была установлена великолепная серебряная рака, украшенная надписями М. В. Ломоносова.

На протяжение всего XVIII столетия на территории монастыря велось интенсивное строительство. Одной из старейших построек обители стала Благовещенская церковь, возведенная по проект Д. Трезини и Т. Швертфегер в 1724 году. Она была построена на месте одноименного деревянного храма. Позднее были возведены Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса. По проекту архитектора И. Старова была спроектирована круглая площадь перед входом на территорию монастыря и Надвратная церковь Божьей Матери Всех Скорбящих Радость.

Александро-Невский монастырь и его храмы стали местом упокоения знатнейших петербуржцев. Здесь были погребены правительница Анна Леопольдовна, граф Алексей Разумовский, генералиссимус Александра Суворова. С 1762 по 1796 год в Лавре было захоронено тело невинно убиенного государя Петра III. Вообще, российские императоры не обделяли обитель своим вниманием, внося в нее богатые вклады и дары. Екатерина II подарила Троицкому собору монастыря золотые священные сосуды, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII века, золотой крест, выполненный в 1660 году для Кириллова монастыря, и образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV.

В 1797 году император Павел I распорядился Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою». Таким образом, монастырь на Неве стал одной из самых важных обителей православного мира.
На протяжении XIX-начала XX столетия, из Александро-Невской Лавры направлялись квалифицированные священнослужители в военные и административные учреждения Российской империи. Командированные иеромонахи совершали службы на кораблях, в госпиталях, в зарубежных церквях и в русских посольствах за рубежом.

"Александро-Невская лавра со стороны Невы", акварель И.А.Иванова, 1815 год

Из Александро-Невской Лавры вышли и многие известные российские миссионеры. Монах, отец о. Гедеон, трудился в 1804-1807 года на ниве обращения в православие индейцев, в составе духовной миссии на острове Кадьяк. В Обители, после возвращения из Пекина жил отец Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 годах главой русской духовной миссии в Китае.

По мере роста и развития Петербурга монастырь утратил часть своих земель, отчужденных под строительство общественных и коммунальных служб, но в то же время, монахи смогли извлекать прибыль из уплотнительной развернувшейся в городе на Неве. Многие участки в окрестностях Лавры были застроены доходными домами, которые были главным источниками средств для монастыря до 1917 года. Строительство велось и на территории монастырского комплекса, где к 1920-ому году существовало шестнадцать церквей. Расширялись и существующие при Александро-Невской Лавре кладбища, ставшие самым престижным местом упокоения в Петербурге.

В 1918 году имущество Александро-Невской Лавры было национализировано, а в 1920 году весь монастырский комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. В 1922 года, во время изъятия церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, ученными была вскрыта рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Вслед за этим, рака была отправлена в Государственный Эрмитаж , а останки Александр Невского до 1989 года хранились в музее Религии и Атеизма.

Под общественные учреждения были переданы и монастырские постройки. К 1936 году на территории Александро-Невской лавры находилось две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе , закрытом в 1932 году, размещался склад универмага «Пассаж». Лишь после духовного возрождения 1989 года, вся недвижимость монастыря стала возвращаться церкви.

Сегодня Александро-Невская лавра является важнейшим духовным центром Петербурга. На 2002 года ее братия состояла из 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника. При обители работают многочисленные мастерские: иконописная, ювелирная, христианской оловянной миниатюры, краснодеревщики.

Мощи Александра Невского

Вскрытие раки с мощами Александра Невского в 1922 году

Многочисленные предания были связаны с мощами князя Александра Невского, чье торжественное захоронение на петербургской земле стало знаменательным событием в истории Северной Пальмиры. Если верить легендам раскольников, то мощи князя не желали перебираться из Владимира в град Антихриста. Два раза они возвращались назад, а на третий раз Петр запер их в раку, а ключ выбросил в Неву. В этот момент, за его спиной раздались слова: «Зачем все это? Только на 300 лет». Петр обернулся и увидел за своей спиной удаляющуюся фигуру в черном. По другой версии, популярной в советское время, Петр при перевозке мощей распорядился вскрыть гроб с нетленными останками Александра, который оказался пустой. Тогда императора якобы распорядился «набрать, разных костей, что валялись на берегу» и везти их дальше в Петербург.

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки д.1, Митрополичий корпус
Дата основания: 1713 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", церковь Николая Чудотворца
Святыни: мощи святого Александра Невского, икона Божией Матери "Невская Скоропослушница"
Координаты: 59°55"15.9"N 30°23"19.2"E

В далеком 1710 году Великий царь Петр Первый поручил начать строительство Александро-Невского монастыря. Случилось это в момент осмотра окрестностей не так давно заложенного на берегах Невы города. Города, которому суждено было стать и центром истории последних столетий развития России , и «города-музея под открытым небом», каким он является сейчас.

Александро-Невская лавра с высоты птичьего полёта

Петр Великий указал, что место, где в 1241 году Александр Невский разгромил войско шведское, отныне будет носить название «Виктори» - «Победа». Здесь же, по его указу было велено возвести монастырь в честь Пресвятой Троицы и св. князя Александра Невского. Точно в указанном государем месте митрополит Феодосий осветил место будущего строительства и начертал: « на сем месте созидатися монастырю». Значительно позже было установлено, что место битвы Александра Невского со шведским войском находилось в другом месте – там, где река Ижора впадает в Неву. Однако на развитие комплекса это никоим образом уже повлиять не могло.

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

Архитектурные особенности Александро-Невской лавры

Несомненно, центральным местом, наиболее почитаемым и величественным, является Троицкий собор. Его строительство было начато Петром Великим. У этого строения также есть своя увлекательная история. Возведение собора проходило в период с 1720 по 1730 год, всего порядка 10 лет. Однако, уже в ходе правления Елизаветы Петровны, стены были полностью разобраны. Это пришлось сделать из-за множества трещин, которые угрожали комплексу разрушением. Вновь собор был построен под руководством архитектора Старова уже при Екатерине II. Работы были начаты в августе 1778 года, а завершены лишь в 1790-м. Величие святыни закреплено на века помещением под алтарь строящегося собора частиц мощей Андрея Первозванного – святого Апостола государства.

Троицкий собор имеет внушительные размеры и величественно возвышается над всем комплексом. Паперть собора расположена с западной стороны, выделена колоннами, а над входом размещены два ангела. Они показывают события прежних времен, отмеченные в Ветхом и Новом заветах. Венчает собор огромный купол, полностью покрытый листами с позолотой. Главная святыня Троицкого собора – это мощи святого Александра Невского, хранящиеся в серебряной раке.

Серебро, из которого изготовлена эта изумительная по красоте рака, также имеет свою историю. Это первый драгоценный металл, добытый на Руси, на территории Колыванских рудников. Подарила его обители Елизавета Петровна – великая русская Императрица. На данном изделии запечатлены различные моменты, связанные с жизнью Великого князя, сделаны различные памятные надписи. Здесь же память на века – знаменитые стихи, которые в честь Александра Невского сложил ученый и поэт М. Ломоносов.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Кладбище Александро-Невской лавры

В годы наивысшего влияния церкви на государство лавра владела не только многими домами, храмами и монастырскими комплексами. В ее владениях также находились обширные земельные угодья. Поэтому совсем рядом с обителью расположились сразу три кладбища, где погребены останки наиболее выдающихся и знаковых фигур в развитии и становлении государственности Российской империи. Каждое из них имеет свою великую и незабываемую историю, оставаясь в памяти на вечные времена.

Слева от входа расположено Лазаревское кладбище. Считается, что его основали по указу Петра Великого для его родной и любимой сестрицы Наталии Алексеевны. У кладбища построена церковь праведного Лазаря Воскрешения. Справа от входа устроено кладбище Тихвинское. Его заложили в честь имени Тихвинской Божией Матери. Здесь также была возведена и церковь.

Церковь Николая Чудотворца

Третье кладбище церковной пустыни – Никольское. И во имя Святителя Николая была построена еще одна церковь. К сожалению, из всех 12 церквей, некогда присутствовавших на территории Александро-Невской Лавры, до наших дней дожили лишь три! Тем не менее, это ни в коей мере не может повлиять на глубочайшую историческую, духовную и общечеловеческую ценность и важность монастырского комплекса.

На данных кладбищах упокоены величайшие политические, культурные, научные, военные и духовные лидеры своего времени. Чего стоит одна лишь могила Михаила Ломоносова – великого ученого, поэта и писателя. Навеки высечены на нем слова скорби и памяти великому человеку и славному мужу Государства Российского.

Кажется, сама история вековая лежит у наших ног, возвеличивая Русь Петровскую, Русь Великую!

Семинарский (Южный) корпус

Место погребения Александра Суворова в Александро-Невской лавре

Сохранено место погребения еще одного величайшего человека современности – генералиссимуса А.В.Суворова. Неоценим вклад этого человека в укрепление государства, защиту его от внешних угроз и вызовов своего времени. Надпись выполнена другом полководца – поэтом Державиным. История сохранила потомкам такую версию образования памятной надписи: «Здесь лежит Суворов». Считается, что незадолго до кончины Суворов обратился к Державину с вопросом, какую надпись тот сделает на его могиле. На что поэт воскликнул: « не нужно никаких лишних слов, только лишь «Здесь лежит Суворов»». Так и было начертано, имея в виду то, что память о величайшем человеке навсегда сохранится в сердцах и душах потомков. А о его подвигах люди будут знать не по надписи на надгробии, а из преданий, пересказов и изучении жизни Суворова.

Конечно, годы внесли свои изменения в первоначальный облик святыни. В настоящее время территории кладбищ значительно видоизменились, а действующей осталось лишь одно место захоронения в Александро-Невской лавре – Никольское кладбище.

Александро Невская лавра. Александро Невская лавра: 1 — надвратная церковь; 2 — Некрополь XVIII в.; 3 — Некрополь мастеров искусств; 4 — Благовещенская церковь; 5 — Духовской корпус; 6 — Троицкий собор; 7 —… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

В Ленинграде, памятник архитектуры; бывший монастырь. Основан Петром I в 1710 в память Александра Невского; в 1797 преобразован в лавру (крупный мужской православный монастырь). В архитектурный ансамбль лавры входят Благовещенская церковь … Художественная энциклопедия

Современная энциклопедия

Александро-Невская лавра - АЛЕКСАНДРО НЕВСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Санкт Петербурге (с 1797 лавра). Основан в 1710 в память победы князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве 1240. Действовали Словенская школа для детей разночинцев (с 1721), Славяно греко … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (площадь Александра Невского, 1; набережная р. Монастырки, 1), бывший мужской монастырь, историко художественный памятник. Находится в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом, при впадении р.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

АЛЕКСАНДРО НЕВСКАЯ ЛАВРА, Свято Троицкая, мужской православный монастырь в Санкт Петербурге (с 1797 лавра). Основана в 1710 в память победы Александра Невского над шведами в Невской битве 1240. По своему значению монастырь был поставлен выше… … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 1 лавра (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Александро-Невская Лавра - (Свято Троицкая Александро Невская Лавра) ныне действующий общежительный мужской монастырь Санкт Петербургской епархии. По традиции священноархимандритом обители является митрополит Санкт Петербургский и Ладожский, фактически же Лавра… … Православие. Словарь-справочник

Свято Троицкая, мужской православный монастырь (лавра с 1797) в Санкт Петербурге. Основан в 1710 в память победы Александра Невского над шведами в 1240. Комплекс сооружений: Благовещенская церковь (1717 1722), Троицкий собор (1778 1790) и др.… … Энциклопедический словарь

До 1917 монастырь в Петербурге, ныне гос. заповедник, в к ром находится Ленингр. музей городской скульптуры. Осн. в 1710 в память Александра Невского. В 1797 переименован в лавру. Архит. ансамбль А. Н. л., созданный на основе замысла арх. Д.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Александро-Невская лавра 1713-1913. , Рункевич С.Г. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Александро-Невская лавра 1713-1913. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913…
  • Александро-Невская лавра 1713-1913 , С.Г. Рункевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Историческое исследование доктора церковной истории Степана Григорьевича Рункевича, охватывает…

В 1380 году, спустя 117 лет после преставления св. благоверного великого князя Александра Невского, его мощи были обретены нетленными и положены с подобающею честью в раке в Рождественском монастыре во Владимире.

Когда император Петр I основал новую столицу на берегах Невы, прославленных победой св. Александра, — Санкт-Петербург, то повелел перенести его честные останки сюда. В 1723 году мощи были перенесены в Александро-Невский монастырь, где покоятся и до ныне на благословение северной столице, обители и всей России.

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром на Невских берегах одновременно с переездом царского двора в Петербург. Основав обитель во имя св. благоверного князя Александра Невского, защитника Невских земель, ставшего символом Божией помощи в борьбе против иноземных врагов, Пётр тем самым «вверил город чудесному заступлению, охранению против врагов, охранению северных пределов России». Продолжалась Северная война, шведы не теряли надежды на возвращение приневских земель, Западная Европа с недоверием смотрела на победы Русской армии. В этих условиях воспоминание о русском князе, защищавшем принадлежавшие Руси приневские земли в далёком XIII в. имело и большое политическое значение.

Казалось бы, наилучшее место для монастыря в честь Александра Невского — это поле Невской битвы. Здесь, у впадения в Неву реки Ижоры, уже в XIV в. известна деревянная часовня, а затем церковь Александра Невского. В начале XVIII в. стараниями Александра Меншикова церковь была обновлена. Но это отдалённое от новой столицы место не устраивает Петра. По его планам монастырь должен стать новым духовным центром страны, противостоящим богатой древними святынями и монастырями Москве. Видимо, поэтому был найден участок неподалёку от города, но по планировке очень похожий на поле Невской битвы.


Петр I, портрет работы французского художника Поля Делароша, 1838 год

В журнале Петра Великого за июль 1710 г. записано следующее: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского».

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».


Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.
Москвитин Филипп Александрович

11 августа 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. В этот день после Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишнёвого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей — по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам».

На всём пути следования, процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург.

В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Пётр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником Русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.

Икона Святого благоверного князя Александра Невского

По окончании строительства главного монастырского храма — собора св. Троицы (в 1790 г.), останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака. Она была сооружена в 1752 г. по указу Елизаветы и украшена надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг украшен чеканными барельефами, рассказывающими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии всё столичное духовенство в белых серебристых одеждах, в сопровождении Владыки, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к Лавре.


Святой благоверный князь Александр Невский [ок. 1850].

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.


"Александро-Невская лавра со стороны Невы". Акварель И. А. Иванова. 1815.

С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе».

Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. — митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру.

Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

Пётр также предполагал воспитывать испытанных и подготовленных в духе его идей кандидатов в «надежду архиерейства». С этой целью он мыслил устроить при монастыре учёное монашеское братство. В разряд «учёных монахов» предполагалось принимать лиц, достигших тридцати лет и прошедших курс семинарии. Послушания «ученым монахам» определялись в виде чтения книг, перевода Богословских трудов, составления собственных сочинений и произнесения проповедей. Учёные монахи должны были подчиняться особо назначенному монаху — директору, которому предоставлялось второе место после архимандрита. Учёным монахам назначалось большее, чем остальной братии, обеспечение.
По окончании курса наук они предназначались к занятию настоятельских должностей в крупных монастырях. Этот проект также не был осуществлён, потому что образованных людей, способных составить подобное братство, было в это время очень мало. Однако в Петровское время монастырь имел значение некоего «семинариума» духовных властей, хотя кандидаты на высшие церковные должности вызывались сюда не столько для повышения образования, сколько для испытания их политической благонадёжности.

С Петровского времени Александро-Невский монастырь стал центром духовного просвещения для столичной епархии. По Высочайшему указу 1719 г. при монастыре была создана первая в столице типография. Первой книгой, вышедшей здесь, было Поучение в день св. Александра Невского.
Здесь был напечатан Букварь, печатались книги против раскольников, проповеди, наставления, позднее — переводы и учёные труды, Богослужебные книги.

В 1721 г. распоряжением архимандрита Феодосия велено было «учредить в общую пользу при Александро-Невском монастыре для учёных юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой, как того монастыря служительских детей и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от пяти до тринадцати лет, учить славенскаго чтения и писания по новопечатным Букварям, а потом и грамматики». Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича.
В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария.
Она давала будущим служителям Церкви серьёзное по тем временам общее и Богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью.

Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После Екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию.
Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими Богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям».
В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская Академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.


Александро-Невская лавра. Акварель Карла Петровича Беггрова, 1820-е годы

Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей. Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был старший брат митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) архиепископ Варлаам. В монастыре духовным наставником инока Варлаама был схимонах Досифей, известный своей духовной жизнью. Впоследствии Варлаам был игуменом Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, затем архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии, а 5 октября 1768 г. был рукоположён во епископа Тобольского и Сибирского. Архиепископ Варлаам снискал большую любовь и уважение тобольской паствы своей подвижнической жизнью, благотворительностью и заботой о мирянах и о духовенстве. При нём впервые тобольские семинаристы были посланы в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В Александро-Невском монастыре начинал свой монашеский подвиг знаменитый старец Феодор Ушаков. Он происходил из старинного дворянского рода Ушаковых. В молодости служил в Петербурге в Преображенском полку. Молодого офицера ожидала блестящая карьера, но Божий Промысл распорядился иначе. Однажды он стал свидетелем внезапной смерти своего приятеля.

Этот трагический случай заставил его увидеть всю тщетность мирской жизни и непрочность земного благополучия. Иоанн решил удалиться от мира и бежал на берега Северной Двины в пустынные северные леса, где провёл три года в посте и молитве. С соизволения Елизаветы Петровны в 1747 г. он был пострижен в Александро-Невском монастыре с именем Феодор. Здесь он вёл строгую подвижническую жизнь и вскоре стал известен в столице своей праведностью. Многие из петербургских жителей всех слоёв общества стали обращаться к о. Феодору за духовными наставлениями.
Десять лет провёл о. Феодор в Александро-Невском монастыре, а в 1757 г. перебрался в Саровскую пустынь, трудился для восстановления Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины.

В начале XIX в. в Александро-Невской лавре жил старец схимонах Алексий. К нему приезжал император Александр I перед своей поездкой в Таганрог.
Н. К. Шильдер пишет: «Когда дверь кельи отворилась, мрачная картина представилась глазам Государя: пол и все стены до половины были обиты чёрным сукном; с левой стороны у стены виднелось большое Распятие с предстоящими Богоматерью и евангелистом Иоанном; у другой стены кельи находилась чёрная, длинная деревянная скамейка; лампада, горевшая перед иконами, тускло освещала печальное жилище схимника. При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: "Государь, молись"». За перегородкой в келье «на столе стоял чёрный гроб, в котором лежала схима, свечи и всё, готовое к погребению.
"Смотри, — сказал схимник, — вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго"». В разговоре с Государем схимник также сказал:
«Ты Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты сын Православныя Церкви и должен любить и охранять её. Так хошет Господь Бог наш».
«"Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца", — сказал потом Государь сопровождавшему его митрополиту Серафиму». Как знать, может быть, встреча со старцем Алексием повлияла на последующие события. Ведь живо мнение, что в Таганроге Император не умер, а отрёкся от мира и прожил остаток жизни в сибирских скитах под именем старца Фёдора Кузьмича.

Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные Богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

Каменное строительство в монастыре началось ещё при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всём отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включённый в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в.

В 1720-1723 гг. Т. Швертфегер переработал проект Троицкого собора, и в 1744 г. строительство собора вчерне завершено, но вскоре в стенах и сводах образовались трещины, и по приказу Елизаветы от 20 марта 1753 г. собор был разобран до основания и щебень пошёл на усыпку Невского проспекта. Конкурс на проект собора, состоявшийся в 1763 г., не дал положительных результатов. Строительство началось только в 1774 г. по проекту И. Старова и велось при постоянном попечении митрополита Петербургского Гавриила (Петрова). 30 августа в присутствии Императрицы была совершена торжественная закладка нового собора, а ровно через 16 лет, 30 августа 1790 г., его торжественное освяшение Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Ещё при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом Императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П. И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. При Екатерине в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

Старейшая церковь монастыря Благовещенская, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре. Она была построена в 1717-1722 гг. Д. Трезини и послужила образцом для более поздних сооружений — Фёдоровской церкви и угловых монастырских башен. Облик её типичен для петербургской архитектуры петровского времени. Церковь двухэтажная. Верхняя освящена 30 августа 1724 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского, и до 1790 г. здесь находилась рака со святыми мощами. Нижняя церковь — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она служила усыпальницей для особ царствующего дома. Здесь могилы Анны Леопольдовны, сестры Петра I Натальи Алексеевны, здесь был погребён Петр III, перенесённый по указу Павла в 1796 г. в Петропавловский собор. Здесь же находятся могилы видных государственных деятелей XVIII в.: А. В. Суворова, В. В. Долгорукого, А. Г. Разумовского, А. М. Голицына и других, Петербургских епископов Феодосия (Янковского) (1745-1750), Сильвестра (Кулебки) (1750-1761).

В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов"

В Лазаревском некропроле также похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный корпус, построенный Д. Трезини в 1717 г. В 1820 г. в части корпуса была устроена церковь Сошествия Святого Духа. В ней были погребены Санкт-Петербургские митрополиты Михаил (1818-1821), Серафим (1821-1843), Антоний (1843-1848), Никанор (1848-1856) и Григорий (1856-1860).

Симметрично Благовещенской церкви в юго-восточном углу монастырского каре расположена Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для особ грузинской царской фамилии и некоторых епископов, среди которых Евгений Булгарис.

Церкви устроены и на монастырских кладбищах, самое древнее из которых Лазаревское, основанное в Петровское время. Здесь была похоронена сестра Петра Наталья Алексеевна, и над её могилой выстроена часовня в честь Воскрешения Лазаря. После постройки Благовещенской церкви прах Натальи Алексеевны перенесен в неё, а на месте часовни выстроена каменная церковь, ставшая усыпальницей для приближённых царя. На Лазаревском кладбище похоронены видные деятели науки и культуры XVIII в. В XIX в. возникло Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На нём в 1936 г. уничтожено примерно 9/10 захоронений. Здесь был похоронен известный молчальник монах Патермуфий, скончавшийся на 129 г. жизни. К востоку от монастыря расположено Никольское кладбище с церковью во имя св. Николая Чудотворца (1871). Северную часть его занимает Братское кладбище.

В Митрополичьем корпусе, напротив Троицкого собора (1755-1756, архитектор М. Д. Расторгуев) находились парадный приёмный зал и личные покои Петербургских митрополитов, Крестовая церковь. Позади Митрополичьего корпуса в 1720 г. был разбит регулярный сад. В связи с ростом города в XIX— XX вв. площадь значительно сократилась, и в настоящее время ограничена рекой Монастыркой.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является действующим общежительным мужским монастырём Санкт-Петербургской епархии.

Собственно, возрождение её началось еще в 1956 году, когда Свято-Троицкий собор был передан Русской Православной Церкви и стал действующим приходским храмом г. Ленинграда, любимым местом молитвы и паломничества верующих. При митрополите Никодиме (Рогове, ум. 1978) настоятель собора стал носить титул наместника, а правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии стал настоятелем собора. В этом, на первый взгляд, незначительном изменении, была христианская надежда и мудрое предвидение митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) о будущем монастыря.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского - небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер). Высокопреосвященнейшим Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Со звоном Лаврских колоколов крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно перенесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года.


1 Лаврский мост

Благодатное возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве, ум.1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично передан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме Воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе.

3 ноября 1997 года Приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры. Был так же принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала полноценную монашескую жизнь.

На 1 июня 2002 года братия Лавры составляет 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника.

Со времени своего основания и до самой революции Лавра была тесно связана с Российским Флотом. Большинство иеромонахов, служивших на кораблях, были из насельников Лавры. Символическим началом возрождения и этой традиции стало награждение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Назария (Лавриненко) медалью "300 лет Российскому Флоту". Это произошло 11 июня 2002 г. Награду вручил вице-адмирал Кудряшов Игорь Васильевич.

27 мая 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе него было вынесено решение о назначении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру двух викарных епископов. Одним из них стал наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко).

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР

Композиционным центром Александро-Невской лавры является Свято-Троицкий собор - архитектурный памятник раннего классицизма. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами.


Свято-Троицкий собор. Фотография 1903 г

Первый Троицкий собор, выполненный в стиле "немецкого барокко", был заложен по проекту архитектора Т. Швертфегера еще в начале 18 века. Однако когда строительство собора было завершено, обнаружилось несколько серьезных ошибок: храм оказался очень неустойчивым и, к тому же, был возведен на слабо укрепленном грунте. Посещать его было небезопасно, и, по приказу императрицы Елизаветы Петровны, собор был снесен. При Екатерине Великой Троицкий собор решено было возродить, и царица назначила архитектора И. Старова ответственным за возведение нового храма. Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 года новый Свято-Троицкий собор был завершен. Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.


Фото Андрей Бутко

В плане Свято-Троицкий собор представляет собой латинский крест. Интерьер храма украшает мраморный иконостас, изготовленный братьями Пинкети. До Октябрьской революции 1917 года в соборе находились картины, пожертвованные Екатериной II из собраний Эрмитажа.
Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса и других великих живописцев. По рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись купола и сводов собора, сохранившаяся до нашего времени. Барельефы, изображающие сцены из Ветхого и Нового заветов, были выполнены известным скульптором Ф. Шубиным. Главный вход в собор украшает барельеф "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма" и скульптуры ангелов со знаком ордена святого Александра Невского. В дни, посвященные этому святому, в Троицком соборе проходят торжественные службы.


Фото Андрей Бутко


Фото Андрей Бутко

Окончание постройки и освящение Троицкого храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. 30 августа 1790 года в собор была перенесена серебряная рака с мощами Александра Невского. Эта рака была изготовлена на петербургском Монетном дворе и весила 86 пудов. На боковых стенках саркофага выполнены барельефы, изображающие военные победы Александра Невского. Сейчас эта гробница находится в государственном Эрмитаже.

Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца и икона Божьей Матери "Скоропослушница".


Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Рака с мощами св. блгв. князя Александра Невского. Фото 1910-х гг.

Легенды и мифы

Петр I хотел, чтобы его любимый Санкт-Петербург имел небесного покровителя в лице князя Александра Невского, героического полководца, разбившего шведскую армию в устье впадающей в Неву реки Ижоры. В августе 1724 года царь приказал перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Свято-Троицкий собор. Долгое время после этого ходили легенды, будто на самом деле в лавре нет никаких мощей: якобы они сгорели во время пожара Успенского собора во Владимире, а все, что удалось спасти, - несколько обгорелых костей, которые доставили в Петербург. Однако, добавляли петербургские сплетники, возможно, что и эти обгорелые останки принадлежат вовсе не легендарному Александру Невскому, а кому-нибудь другому.

Противники Петра Великого и его реформ предлагали свою версию истории о переносе мощей в "город Антихриста", как они называли Санкт-Петербург. Они утверждали, что два раза после перенесения останков князя в Свято-Троицкий собор, они бесследно исчезали на следующий день, и требовалось много времени и сил, чтобы их отыскать. Противники Петра объясняли исчезновение мощей тем, что святой Александр не хочет находиться в "проклятом городе", построенном на костях. По этой версии, в третий раз Петр I приказал запереть мощи Александра Невского в серебряной раке, и лишь после этого останки перестали исчезать.

А согласно еще одной легенде, Петр I, запирая раку с мощами, вдруг услышал позади себя голос, изрекающий мрачное пророчество: "Всего на 300 лет…". Петр вздрогнул, обернулся и увидел высокую удаляющуюся фигуру в черном плаще. Царю так никогда и не удалось выяснить, кем был этот незнакомец.

Историческая справка

1710 г. - по указу Петра I заложен монастырь в честь Пресвятой Троицы и святого Александра Невского.
30 августа 1724 г. - мощи Александра Невского перевезены из Владимира в Санкт-Петербург.

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост.

Начало 18 в. - возведен первый Троицкий собор в стиле "немецкого барокко".
1776-1790 гг. - строительство нового храма по проекту архитектора И. Старова на месте снесенного собора.


Надвратная церковь «Всех скорбящих» Александро-Невской лавры. Фотография 1895 г

В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

1806 г. - по рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись сводов и купола собора, сохранившаяся по сей день.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором - церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

1917 г. - собор закрыт для богослужений, святые мощи изъяты.

В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

1956 г. - собор вновь открыт для богослужений.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.


Иван Греков. Середина 18 века. Великий князь Александр Невский и князь Феодор (с видом Александро-Невской лавры). ГТГ.

В верхней части иконы изображены князья Александр Невский и его старший брат Феодор, над ними - Новозаветная троица, апостол Петр и святая Екатерина, тезоименитные святые императора Петра I и Екатерины I. В нижней части - Александро-Невский монастырь (до 1755).

Внизу иконы помещена пространная надпись:

Благословил Троичный Бог Месту сему быти.
Зримым же Горе святым тезоимениты.
Высокославнейший Петр и Екатерина
Россов честь и похвала обое едина
Благословение то делом исполняли.
Александор с Феодором помощь подавали
Их же и телеса зде пребудут во веке.
Благодатны верным всем изливая реки.
Да лиют же паче всех на Елизавету
и наследников ее в чудо всему свету,
Что родителей своих дел нет оставляет
И свою к Месту сему Маеть продолжает.

Иван Греков (годы жизни неизвестны). Упоминается в документах 1753 года как вольный художник, выполнявший театральные декорации. По его рисунку была исполнена конклюзия Стефана Любомирского, посвященная императрице Елизавете Петровне, которую гравировал А.Ф. Зубов (1743).

Санкт-Петербург и пригороды

Года "осматривал место, где быть строениям". Тогда и указано было "непременно на том месте быть Монастырю". Определено было именовать монастырь "Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского " и быть - по правую сторону Черной речки каменному монастырскому строению, а по левую - деревянному партикулярному. "Назначенный в тот Монастырь" архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь". А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: "Что сей крест образует, обонполный то сказует".

Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение.

Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня года мощей святого благоверного князя Александра Невского . Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер) , впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Митрополитом Алексием было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Звоном Лаврских колоколов и крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно преренесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа года.

Возрождение Лавры как монастыря началось летом года при правящем митрополите Иоанне (Снычеве) . Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично предан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная монашеская братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком Соборе.

3 ноября года приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено, и управление передано Духовному собору Лавры. Был также принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценной монашеской жизнью. Постепенно развернулись и обширные восстановительные работы.

Статистика

Настоятели и наместники

  • Феодосий (Яновский) (1712 - 1721)