Ролевая игра семья цель. Игровой проект: «Сюжетно-ролевая игра «Семья. без попечения родителей, г. Черемхово»

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Семья» во второй младшей группе

I. Задачи руководства:
1. Расширять, уточнять и конкретизировать представления детей о семье, членах семьи, их функциях.
2. Помогать детям устанавливать контакт со сверстниками, на основе личных симпатий объединяться в маленькие подгруппы.
3. Стимулировать и поощрять стремление детей выражать свое отношение к действиям игры, акцентировать внимание детей на взаимоотношениях людей.
4. Формировать умение детей включать в игру предметы – заместители, полифункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи.
II. Подготовка к игре:
1. Приемы, направленные на обогащение впечатлений.
Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам
Ноябрь Пошив фартуков, прихваток, салфеток, постельных принадлежностей, изготовить макеты овощей, фруктов, хлебных изделий, конфет, чая. Беседа о семье, ее составе, о том, что делают в семье.
Дидактическая игра «Кто чем занимается?», «Мой дом».
Пальчиковая гимнастика «Семья», «Строим дом».
Чтение стихов рассказов о семье – маме, папе, бабушках, дедушках и т.д.
Рассматривание сюжетных картин по теме «Семья». Познакомить детей с распределением семейных ролей и обязанностей.
Привить навыки культурного поведения за столом, на улице, дома в игровых действиях.
В игровом взаимодействии:
закрепить знания об овощах и фруктах;
закрепить умение пользоваться столовыми приборами, сервировать стол;
познакомить с функциями (назначением) строительных инструментов;
познакомить с профессией врача, продавца.

2. Перспективный план подготовки к игре «Семья».
Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
«Мама и дочка» Мама

Дочка
Куклы, одежда для кукол, кроватки, постельные принадлежности, посуда. Будит, готовит, подает одежду.

Просыпается, одевается, ест. «Доброе утро», «Дочка пора вставать», «Одевайся», «Будем завтракать», «Ты моя помощница», «Пей моя дорогая».

«Доброе утро», «Я проснулась», «Где моя одежда?», «Спасибо, мамочка».
«Пора обедать» Мама

Дочка Муляжи овощей, кастрюля, ложки, тарелки, половник, нож, солонка. Готовит, моет, режет, накрывает на стол.

Достает, помогает, ставит.
«Пора варить обед», «Ты мне будешь помогать», «Что будем варить»? «А что для супа нужно?», «Морковь, картошка в пакете», «Овощи надо помыть», «Налей, пожалуйста, воды в кастрюлю», «Достань, пожалуйста, посуду из шкафа», «Какую посуду поставишь?», «Приятного аппетита, дочка».

«Суп», «Морковь, картошка», «Надо соль положить», «Я принесла», «Приятного аппетита, мама», «Спасибо».

«Папа – хороший хозяин» Мама

Папа Набор инструментов, посуда. «У нас сломался кран», «Где наш папа?», «Может он починит кран», «Наш папа – молодец!», «Давайте обедать».

«Мама, я проголодалась», «Еще сломался стул», «Папа, почини, пожалуйста, стул».

«Папа, помоги, пожалуйста, нам».

«Где мой набор инструментов?», «Сынок, подай, пожалуйста, гаечный ключ».

Сопутствующие сюжеты
Поликлиника Доктор, мама, дочка. Фонендоскоп, макеты лекарств, халат доктора, бинты, шприцы, градусник, пинцеты, ванночки. Ждут в очереди, рассказывают о жалобах, осматривает, делает уколы, измеряет температуру лечит. «Здравствуйте!», «К вам можно?», «Проходите, садитесь», «Что болит?», «На что жалуетесь?», «Как вас зовут?», «Спасибо», «Выздоравливайте», «До свидания»!
Продуктовый магазин Продавец, мама. Муляжи продуктов (овощи, фрукты, хлеб), касса, весы, бумажные деньги. Продает, покупает. «Здравствуйте», «Что будете брать?», «Сколько стоит?», «Возьмите, пожалуйста», «Приходите еще», «Спасибо за покупку», «До свидания».

3. Схема игры:

III. Ход игры.
1. Приемы создания интереса к игре: для создания интереса к игре и введения в игровую ситуацию воспитатель, ориентируясь на возраст детей (3-4 года) использует сюрпризный момент. В группе появляется красочная коробка с разными предметами (сюжетные картинки с изображением семьи, фотографии семьи, «мамина шкатулка», набор инструментов, очки, игрушки, волшебная палочка) – игра «Угадай чей»? В результате рассматривания и манипулирования с предметами, а также из беседы по сюжетным картинкам воспитатель подводит детей к выводу о том, что на фотографиях изображена семья (мама, папа, бабушка, дедушка, дети). Отсюда и возникает интерес к началу игры.
2. Сговор на игру:
Воспитатель берет на себя инициативу по организации игры. Предлагает детям ненадолго превратиться в мама, пап, дочек / сыночков. В этой игре они будут готовить еду для всей семьи, покупать продукты, лечить заболевших. Воспитатель сам распределяет роли, учитывая желания детей. Воспитатель обговаривает сюжет. Проводится дидактическая игра «Кто что делает»?
Воспитатель показывает детям наиболее удобное место для игры, раздает необходимые атрибуты, совместно с детьми подбирают предметы – заместители.
Воспитатель создает воображаемую ситуацию, используя волшебную палочку и заклинание «Будем чудо в гости звать, раз два, три, четыре, пять. Палочкой взмахну своей, превращайтесь поскорей!» (дети входят в роли мам, пап, дочек / сыночков).
Воспитатель начинает игру в роли мамы.
3. Приемы обучения игровым действиям: показ игровых действий, объяснение своих действий, создание игровых ситуаций «Мама и дочка», «Пора обедать».
4. Приемы поддержания и развития игровых ситуаций: воспитатель вводит новые игровые ситуации («Дочка заболела», «Поход за продуктами») и новые игровые роли, привлекая малоактивных детей. Показывает новые игровые роли (продавец, врач), вносит дополнительные атрибуты (халат врача, градусник, фонендоскоп, кассу, муляжи продуктов).
5. Приемы формирования взаимоотношений в игре: воспитатель напоминает о взаимоотношениях в семье, напоминает об уважительном и вежливом обращении.
IV. Окончание игры.
Перевод интереса детей к следующему виду деятельности. Воспитатель сообщает, что наступил вечер. Доктору и продавцу пора домой - отдыхать. Дочкам / сыночкам, маме и папе тоже пора ложиться спать.
А ребятам из детского сада пора превращаться в малышей и возвращаться в детский сад, там их ждут их мамы и папы. «Палочкой волшебной в воздухе взмахнем, волшебство появится в группу нашу попадем»!

V. Оценка игры.
1. Оценка взаимоотношений. Воспитатель подводит итог игры, спрашивает у детей понравилась ли им игра, хотелось бы им еще раз побывать в роли взрослых. После ответов детей высказывает свое мнение о взаимоотношениях детей (похвала) и подводит итоги игры (дети узнали много нового о труде мамы, о работе врача, продавца).
2. Оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью. Воспитатель дает оценку действий детей, отмечает сильные стороны, сообщает о том, что все дети молодцы, замечательно справились со своими ролями. Как положительное закрепление игры предлагает детям потанцевать и подуть мыльные пузыри».

Вейкшнер Надежда Ивановна

Павлодарская область, город Экибастуз,

ГУ «Детский дом «Үміт», воспитатель.

Директор – Абдрахманова Нагима Атаевна

Цель: Подготовка воспитанников к будущей самостоятельной жизни.

Задачи :

  1. установление позитивного взаимодействия в малой группе;
  2. расширение знаний воспитанников, осознание ролевых функций членов семьи;
  3. мотивация участников на социально значимые семейные ценности.

Место проведения: Музыкальный зал.

Приветствие участников.

Вводное слово:

Учёные – специалисты вкладывают в понятие семья разный смысл. Ученый, демограф Б.Ц. Урланис, дал ей такое определение: Семья это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П. Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что, при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаимопомощи, уважения, семейной теплоты, любви, заботы «Семья для каждого из нас много значит, потому что мы рождаемся в семье, жить и умирать тоже должны в семье. А человек без родных – несчастливый человек. Давно, несколько веков назад, великий английский поэт Уильям Шекспир написал:
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, –
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
что одинокий путь подобен смерти.
Каждая семья имеет свою биографию. В каждой семье, складываются особые традиции, обычаи, есть любимые вещи, книги. Фильмы, блюда, своя лексика (словечки, прозвища, ласкательные имена) и ещё много всего, из чего создаётся целый семейный мир.
Скажу слова непраздные, вниманье обратите:
Бывают семьи разные какую, вы хотите?
Простая, нуклеарная, неполная семья,
В ней всё элементарно, запомню даже я.
Семья патриархальная, расширенная очень,
Почти универсальная, живут в ней все, кто хочет.
Но есть семья заветная, нам всем она знакома,
Счастливая, конкретная, и всё в ней по-другому.
Хоть кто-то и скрывает, но знаем я и ты,
Нам так нужна, бывает семья моей мечты.
Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и детей, но родители не состоят в официальном браке.
Мечтать и играть с нами сегодня будут Семья Петровых Юрия и Алены. Семья Голубовых Александра и Тамары .
Сегодня мы попробуем воспроизвести разные модели семьи, посмотрим, как могут складываться отношения между её членами. И при этом будем учиться культуре общения. Каждый должен для себя сделать вывод о том, как следует беречь свою семью». Заботится о ней любить ее и помогать в семье друг другу.

Объяснение правил игры . Поиграем в ролевую игру «Моя семья». В роли жюри будут воспитанники Сабина, Рома, Олег. У каждой семьи есть свой дом (показывает направо, налево, где полукругом стоят стулья). У каждой семьи есть своя продуктовая корзина, куда мы будем складывать призы за выигрыш в каждом конкурсе. Призы будут сладкие.Семья, которая соберет больше призов, является победителем.

Стихи про дом – поэтессы Л. Сусловой

А дом заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом, – еще не дом.

И на окне с живым цветом – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим добром, моя семья.

1этап. Знакомство с семьями. Разбивка участников на 2 команды-семьи, распределение ролей в семье «Семейные фотографии» эмблемки участников игры заготовленные заранее папа, мама, бабушка, дедушка, дочь. кто на каком месте и в какой семейной роли оказался – видно по фотографии, ведущий знакомит с семьей: это – папа, мама., дедушка,бабушка,дети.Фото1

Знаю – дружная семья всем нужна, мои друзья,Чтобы в отпуск на природу выезжать с родным народом!И потом напомнит фото. Семья Петровых любит Иссыкуль!На Иртыше купаться любят Голубовы! И чье фото будет лучше – пусть решит счастливый случай!

Прошу семью Петровых занять свои места на семейной фотографии!

Прошу семью Ивановых показать всем свою семейную фотографию! По моей команде вы должны войти в образ и играть роль свою по настоящему как в жизни, послушайте меня внимательно.

А мы посмотрим, какая семья быстрее войдет в образ!

В корзинке лежат костюмы семьи:

Папа галстук надевает,

Если папа сам не может

Мамочка ему поможет

А дедуле шарфик теплый,

Фартук маме мы дадим,

Красивую косыночку

А бабушке, платочек фартучек и маленький клубочек

Детки уж давно готовы.

На все дается две минуты, образ новый показать!

Ребята надевают ролевые аксессуары.

Фото 2 на память.

Ребята давайте порассуждаем, как живет семья, какие функции есть у семьи, назовите их? Хозяйственная, воспитательная, и психологическая. А для чего нужна семья человеку? Высказывания воспитанников. А семья нужна человеку чтобы, иметь, возможность найти духовную близость, духовное общение, которое способствует взаимообогащению супругов, личности, интеллектуальному росту членов семьи, эмоциональной поддержке пониманию. Семья это маленькое государство в большом нашем государстве. Для развития семьи, ее укрепления в нашей стране работают программы, законы., указы, различные проекты.

Роль бабушки.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, какую роль в семье играет бабушка?

Высказывания ребят и обсуждение роли бабушки в семье:

Бабушка хранитель покоя и мира в семье, миротворец, утешитель, воспитатель, печет пироги, вкусно готовит, покупает продукты, занимается хозяйством, стирает, убирает, шьет, вяжет, учит внуков: как себя вести, как готовить, стирать и убираться, ухаживает за внуками, провожает их в школу, лечит, жалеет, ласкает, балует, рассказывает сказки.

Бабушка наша мудра, и добра,

мир и покой сохраняет она!

Самые вкусные плюшки печет,

готовит, стирает, вяжет и шьет!

Ведущий: А сейчас мы проверим, в какой семье бабушка лучшая рукодельница.

Игра «Пришей пуговицу». (Яркая пластиковая тарелка превращена в “пуговицу. Прожжены 2 отверстия, на каждой “пуговице” продеты и закреплены по длинному шнуру-шнурку 80-100 см. С ” иголкой” – шариковой ручкой без стрежня, нужно “на скорость” продевать “нитку с иголкой” в пуговицу, пока не закончится шнур) . Учитывается аккуратность, скорость.

Ведущий: Бабушки рукодельничают, а семьи поддерживают бабушек песней. Аккуратнее пришила пуговицу бабушка из семьи – приз в корзинку.

А сейчас мы узнаем, какая самая быстрая бабушка. Бабушки на скорость перематывают клубочки. Аккуратнее пришила пуговицу бабушка из семьи – приз в корзинку

Роль мамы

Ведущий: Какое первое слово произносит ребенок? Правильно: мама! мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в семье играет мама? Высказывания воспитанников . В каждом оркестре есть дирижёр, есть исполнители и обязательно есть первая скрипка, которая выводит основную, главную мелодию. А в семье, как вы думаете, кто играет главную роль первой скрипки это конечно мама. В языке есть разные семейные слова, но среди них одно из важнейших – мама. Замечательная метафора живёт в сознании многих поколений людей. Родина-мать, а мы ее дети. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Брюки кто ребятам шьет? Кто готовит и поет?

Мама кормит всю семью вкусно и питательно,

И продукты в магазине выбирает тщательно,

Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба. Читает Тамара.

Ведущий: Сейчас мы узнаем, в какой семье мама лучшая повариха!

Мамы вспоминают названия первого блюда на обед: супа и быстро его записывают на листочек. 2 минутки отводим на выполнение этого задания. Семья может помогать маме.

Помощницы засекают время. Раз, два, три – начали!

Супы и бульоны: борщ, борщ с фрикадельками, борщ украинский, борщ летний, борщ с грибами, щи из свежей капусты, щи из квашеной капусты, щи зеленые, щи летние, щи с фасолью, окрошка овощная окрошка мясная; Свекольник, рассольник, харчо, солянка. Мясная, солянка рыбная, солянка грибная. Суп овощной, суп грибной, суп картофельный, суп гороховый, суп куриный, суп-лапша, суп рисовый. Суп рыбный, уха, суп с фрикадельками,. суп с пельменями, суп с галушками, суп с сухариками. Суп молочный: рисовый, бульон куриный, бульон из дичи, бульон с гренками, бульон с клецками, бульон с яйцом. Суп-пюре: из картофеля, из тыквы, из зеленого горошка, из грибов. А теперь мы узнаем, что умеют, и как умеют стряпать наши мамы.

Молодцы мамы знают много супов и, наверное, вкусно их готовят!

А сейчас мы узнаем, что умеют, и как умеют стряпать наши мамы? А пока мамы работают. Семьи вспоминают сказки, которые рассказывает им перед сном бабушка.

Победила мама из семьи Петровых приз- в корзинку.! Молодцы! Больше сказок вспомнила семья Голубовых приз в корзинку!

Роль дедушки

Ведущий: А какую же роль в семье играет дедушка?

Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки: Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки: главный умелец, все в доме ремонтирует-чинит, самый мудрый, строгий, добрый, учит уму-разуму, занимается внуком, внучкой, водит на прогулку, на спортивные занятия, по ягоды-грибы, главный воспитатель. ходит в магазин.и т.д.

Мудрый и строгий. Умелые руки.

Главное счастье для дедушки – внуки!

Дед хороший – просто клад

И мечта для всех внучат. Читает Женя.

Вот мы сейчас и посмотрим, какой дедушка лучше умеет играть с внуками, научит их чему- то полезному. Играет с внучкой, делает зарядку, говорит о ЗОЖ. Учит внука ухаживать за обувью,

Роль отца

Ведущий: Ребята, а какую роль в семье играет папа?

Высказывания ребят о роли отца в семье

Вы правы ребята, папа должен уметь все, и подремонтировать мебель, ь помогать маме по дому, и содержать семью.

Папа – сильный и большой, смелый, добрый и простой!

Он заботой и трудом всю семью содержит, дом!

Он не курит, жизнь здоровую ведет,

Он заботиться о детях, бережет свою семью,

И, конечно, очень любит милую жену свою!

Ведущий: Самое главное в семье, чтобы папа любил маму, а мама любила папу.А дети видели их хорошие отношения друг к другу в своей семье.

Игра: комплименты маме.

Папы говорят комплименты, маме а вся семья,слушает, учится.

Задание разыграть сценку.

Папа Петровых пришел с работы раньше обычного, поинтересовался как у мамы дела, как здоровье дедушки, как чувствует себя бабушка как у нее давление сегодня, как дела у дочери в школе, какие успехи у сына, По виноватому взгляду сына папа понял проблемы в школе. Сынок что случилось? Я получил двойку по поведению, я подрался.

Действия папы, действия мамы, участие бабушки и дедушки, объяснения сына.

Папа Голубовых. По пути с работы папа зашел в магазин купил продукты и решил сделать небольшие приятные моменты для своих членов семьи Обыграть ситуацию.

Папы все должны уметь и помогать мамам по хозяйству.

Посмотрим кто из пап самый быстрый и экономный.

Чистка картофеля

  1. Этап Роль ребенка.

Ведущий: Семья без ребенка – не семья.

А зачем семье нужен ребенок?

высказывания ребят.

Попрошу встать пап и мам. Сколько вас? А теперь попрошу встать детей. Сколько вас? Жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два? А сколько детей должно быть в семье?

Высказывания ребят. Дети тоже помогают в семье.

Задание старшей девочке в семье Голубовых погладить белье. А бабушке семьи Петровых поучить внученьку стирке белья.

Изучим слово «семья» – СЕМЬ «Я»! Раньше считалось, что богатство семьи – это дети. Вот и считайте, сколько ребятишек нужно, чтобы было семь «Я.» Посчитали, все вместе поднимите руку и дайте ответ.

Что же такое семья, ребята? Высказывания ребят.

Семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно. В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, в семье есть свои традиции, вкусные и любимые всеми блюда. И у каждого в семье есть свои обязанности, главное – нас любят! Просто любят нас такими, какие мы есть. Вы правильно сказали, дети и все члены семьи должны помогать в семье. Играя. роли,вы выполняли определенные функции семьи назовите какие- хозяйственная , воспитательная, психологическая Воспитательная: воспитание детей, роль папы мамы в воспитании, бабушки, дедушки сестры, брата. Психологическая функция: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть. Хозяйственная: уборка квартиры, доставка продуктов, стирка, готовка.

Творческая работа разработайте традиции своей семьи.

Воспитание в Японии
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.
При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.
Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.
Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», – говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, – проповедует японская мораль.

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе манеры поведения благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Воспитание в семье до сих пор – важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы.
Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно – чтобы дети поиграли вместе. считать. Бабушки в США, как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети – это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы – очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько зачастую раз в году. В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий. В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Важная черта семьи гостеприимство.

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Праздник придет – гостей приведет.

Гостю щей не жалей, а погуще,налей!

Что есть в печи, все на стол мечи!

Гостеприимство очень важно для семьи!

Награждение участников грамотами, дипломами присвоение номинаций.

Игра закончена. Пора нам подвести итог, Вы можете сказать «Игра», а в ней большой ли толк? Но много лет назад Шекспир изрек: «Вся жизнь- «игра» И уточнил: « Театр весь мир». Жизнь режиссер и сценарист: В ней все и смех и боль. И каждый из людей артист. Свою играет роль. И коль сегодняшний театр пришелся по душе, в него вы будете играть до старости уже.

Рефлекия : Самое главное для человека в жизни это, семья! Это близкие и родные люди. Это те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья. Задумываться о том какая у тебя будет семья нужно уже сейчас. Обмен мнениями.

Американский специалист в области человеческих отношений Д.Карнеги выделил семь правил, следуя которым, супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь. Вот они:
1. Не ворчите.

2.Не старайтесь перевоспитать своего супруга.

3.Не критикуйте.

4.Искренне восхищайтесь достоинствами супруга.

5.Уделяйте внимание супруге.

6.Будьте вежливы.

7.Читайте литературу, как построить хорошие отношения счастливую семью.

Тема: «Семья».

Цель: Обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».

Задачи:
- Обогащать социально - игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуациям - отводим ребёнка в детский сад, помогаем старшим, заботимся друг о друге, идём в театр.
- Побуждать к самостоятельному распределению ролей (познавательные УД).
- Развивать игровые умения по сюжету (познавательные УД).
- Учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.
- Развивать ролевую речь (коммуникативные действия).
- Побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (регулятивные действия).
- Формировать доброжелательные взаимоотношения. (личностные универсальные учебные действия).

Предварительная работа.
Ознакомить с правилами посещения театра, профессиями кассира, гардеробщицы, автослесаря. Рассказы о ситуациях в семье, когда близкие проявляют заботу друг о друге (из личного опыта детей).

Активизировать в речи слова: касса, гардероб, автомастерская, автослесарь

Беседы с опорой на личный опыт детей о домашних обязанностях членов семьи.

Чтение худ. лит-ры: «Крылатый, мохнатый» да масляный» обр. И. Карнауховой; А. Гайдар, «Чук и Гек» (главы), В. Драгунский, «Друг детства», Т. Александрова, «Домовёнок Кузька» (главы); П. Бажов, «Серебряное копытце»; В. Катаев, «Цветик-семицветик»; Е. Благинина, «Посидим в тишине»; Г. Виеру, «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; Э. Успенский «Разгром».
Видео экскурсия в автомастерскую, театральный гардероб.

Дид. игры: "Кому, что нужно для работы?”, «Найди нужные слова» , «Цепочка вежливых слов».

Работа с родителями:
Приобретение атрибутов для игры.

Материалы:
Игровой уголок «Семья», «Автомастерская», театр - гардероб, касса, зрительный зал, кукла, игрушечный телефон, игрушки - заменители.
Связь с другими занятиями и видами деятельности.
Развитие речи, ознакомление с окружающим, художественная литература.

Структура игры:
1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»
2. Распределение ролей игры «Семья».
3. Совместная с воспитателем игра
4. Подведение итогов игры.

Ход игры

1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?
- Какие обязанности у папы?
- Какие обязанности у мамы?
- Что делает их ребенок?
- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

2. Распределение ролей.
- Ребята, а кто в семье главный?
- Попробуем определить, каким должен быть папа?
- Кто в нашей группе наделён такими качествами, кто может быть папой?
- Папа, в нашей семье ещё, конечно, будет мама, кого ты выберешь на роль мамы?
-Ребята, а кого есть бабушка и дедушка?
- А кто в нашей игре может быть бабушкой и дедушкой?
- Бабушка, предлагаю тебе выбрать себе внуков. Их в нашей семье трое - старший внук - школьник, девочка, посещающая детский сад, и самая младшая дочка - остаётся с мамой дома.
- Ребята, кто в нашей группе главный?
- А как вы думаете, нужен ли в нашей игре воспитатель? Почему?
- Пусть воспитателем будет Маргарита.
- В нашей игре есть три замечательные мужские роли - автослесарь, контролёр газового оборудования и водитель. Предлагаю разыграть эти роли между нашими мальчиками.
- В нашей игре мы посетим театр, я хотела бы попросить Ксюшу быть гардеробщицей, а Олю - кассиром. Это достаточно ответственные роли, и я уверена, что девочки с ними справятся.
А артисты, конечно, уже готовы, так?
- Ребята, прежде, чем мы начнём играть, мне хочется узнать, что самое главное в игре? Зачем мы играем?
-Я желаю, чтобы нам всем было сегодня играть интересно. Занимайте свои места!

3. «Дома»
Утром папа отводит младшую дочь в детский сад. Просит старшего сына не беспокоить отдыхающую маму.
- Сынок, не беспокой маму. Катенька ночью плохо спал, мама не выспалась.
Я отведу Василису в детский сад, а ты отдохни пока в школе каникулы.
- Я почитаю. До свидания, папа.
«Детский сад»
Воспитатель встречает детей.
Папа помогает раздеться, прощается.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в настольную игру, объясняет её правила, важность для ребёнка.
Воспитатель:
- Здравствуйте, Артём Сергеевич.
Папа:

Василиса:
- Здравствуйте, Маргарита Александровна.
Воспитатель.
- Здравствуй, Василиса, переодевайся в спортивную форму. Артём Сергеевич, завтра у нас в группе проводится конкурс чтецов. Приглашаем вас и Дарью Валерьевну.
Папа:
- Спасибо, мы постараемся прийти. До свидания. Доченька, до вечера.

«Дома»
Мама спит после бессонной ночи, проведённой с маленьким ребёнком - Катей.
Раздаётся звонок до домофону, Матвей снимает трубку.
Контролёр:
-Здравствуйте, я хотел бы проверить вашу газовую плиту.
Матвей:
- Я не могу открыть вам дверь. Мама спит, а больше взрослых в квартире нет.
Контролёр:
- Хорошо, я зайду попозже. До свидания.
Матвей:
- До свидания.
Раздаётся телефонный звонок, старший сын снимает трубку:
- Здравствуй, бабуля. Мама не может подойти к телефону, Катя ночью не спала, и они с мамой сейчас отдыхают. Я сам встречу тебя.
Выходит навстречу бабушке, помогает донести её сумки.
Матвей (беря её сумку):
-Здравствуй, бабуля.
- Здравствуй, внучек.
Проходят в дом.
Матвей:
- Я помогу тебе раздеться, обуй, пожалуйста тапочки, у нас прохладные полы.
Бабушка, целуя внука:
- Заботушка ты моя!
- Хочу напечь вам пирожков. Поможешь мне?
- Конечно, мама будет рада.
Они с внуком заняты общим делом, во время которого беседуют о школе.
Бабушка:
- Как закончил четверть?
Матвей:
-Хорошо.
Бабушка:
- Чем занимаешься на каникулах?
Матвей:
- Читаю, играю, гуляю с ребятами.
Раздаётся плач ребёнка, бабушка и внук бегут к кроватке, чтобы не дать проснуться маме.
Выходит мама с ребёнком за руку:
- Мамочка, как хорошо, что ты пришла. А папа почему не пришёл?
Бабушка:
- Чем-то занят в мастерской, не оторвать. Он передаёт вам всем привет, просил поцеловать деток.
Покорми, доченька, Катеньку и будем кушать вместе, пока пирожки не остыли.
Матвей:
- Сейчас, мам, я погрею бутылочку с молоком.
Раздаётся звонок домофона.
Мама берёт трубку:
- Я вас слушаю.
Контролёр:
- Здравствуйте, я хотел бы проверить вашу газовую плиту.
Мама:
- Здравствуйте, поднимайтесь, пожалуйста, на четвёртый этаж.
Мама проводит контролёра на кухню. Тот осматривает газовую плиту.
«Автомастерская»
Автослесарь принимает в ремонт машину у заказчика:
Заказчик:
- Вчера я был неаккуратен на дороге, нарушил правила дорожного движения и попал в аварию. К счастью никто не пострадал, немного помялся бампер машины. Не смогли бы вы устранить это?
- Очень постараемся вам помочь. Не хотите ли вы, чтобы мы ещё проверили состояние двигателя после удара?
- А сколько будет стоить эта услуга в вашей мастерской?
- 5 000 рублей, и мы гарантирует отличное качество работы нашей мастерской.
- Хорошо, буду очень благодарен вам. Когда мне можно зайти за машиной.
- В среду, если получится раньше, я позвоню вам. Оставьте, пожалуйста, свой телефон.
- Пожалуйста, моя визитка. До свидания.
- До свидания.
Неожиданный момент:
Появляется водитель (Галина Владимировна):
- Помогите мне, пожалуйста, у меня заглохла машина совсем недалеко от вашей мастерской.
Дети решают эту проблемную ситуацию.
«Дома»
Неожиданный момент:
Раздаётся звонок в дверь, на пороге Наталья Михайловна:
- Здравствуйте, соседи, извините за беспокойство. Я к вам за помощью - у меня заболела дочка. Необходимо сбегать в аптеку, а не могу оставить её одну. Что же мне делать?
После решения ситуации:
Мама:
- А теперь за стол. Какие у вас получились красивые пирожки! Мама, позвони папе, пригласишь и его на чай.
Бабушка звонит дедушке:
- Отец, внуки по тебе соскучились, приходи - мы все тебя ждём.
А по дороге Василису из садика забери.

«Детский сад»

Воспитатель:
-Здравствуйте, Максим Витальевич. Василиса, за тобой пришёл дедушка.
Василиса:
- Маргарита Александровна, можно мне пойти домой?
Воспитатель:
- До свидания, Василиса.
Василиса:
- Маргарита Александровна, а можно моему дедушке завтра прийти на конкурс чтецов?
- Конечно, приглашай и дедушку, и бабушку.
Василиса:
- Дед, придёте?
Дедушка:
- Придём, а сейчас дай-ка я помогу тебе одеться.
Василиса:
- Спасибо, дед. Я уже большая, посиди минутку, я оденусь сама.
Дед и внучка приходят домой.
Приезжает с работы папа.
«Дома»
Все пьют чай с пирожками.
Бабушка:
- Как хорошо мы сегодня вместе провели этот вечер. Пора нам собираться домой.
Папа:
- Не торопитесь, я вас отвезу, сейчас рано темнеет, мы будем за вас беспокоиться.
Бабушка:
-У вас свои дела, не будем вам мешать.
Сын:
- Что ты, бабуля, вы нам никогда не мешаете, останьтесь ещё хоть не надолго.
Дедушка:
- Раз ваш вечер свободен, я предлагаю вашим маме и папе сходить на концерт. Они так мало времени проводят вдвоём. А мы пока поиграем с внуками.
Мама и папа уходят на концерт.
«В театре»
Зритель покупает билеты в кассе, за ним берут билеты мама, папа, Полина.
Ярослав:
- Здравствуйте, а билеты на сегодняшний концерт есть?
Кассир:
- Да, на каком ряду вы желаете сидеть?
Зритель:
- А на втором ряду есть места в центре?
Кассир:
- Да, сколько вам билетов?
-Два.
Подаёт деньги, получает билеты.
Кассир:
-Приятного просмотра.
Зрители проходят в зал.
Папа и мама проходят в гардероб.
Папа помогает маме снять одежду, подаёт её:
- Примите, пожалуйста, у нас одежду.
Гардеробщица:
- Пожалуйста, номерок. Не желаете купить программку сегодняшнего концерта?
Мама:
- Да, пожалуйста, и два бинокля. Сколько с нас?
- Сто рублей. Удачного вам вечера.
Берут программки, бинокли и проходят в зал, садятся на соответствующие билетам места.
Неожиданная ситуация:
У двух зрителей билеты на одно место. Как быть?
После обсуждения ситуации детьми появляется администратор. (Ева К.)
Концерт.
Ведущий (Даша Б.):
- Выступает Тимур Меджидов. Песня «Солнечный круг». Встречайте.
- Стихотворение «Бездомный пёс» в исполнении Кирилла Василащука.
- Музыкальный дуэт исполнит песенку мамонтёнка. Встречайте Диану Антонову и Эмиля Елчиянца.
Зрители аплодируют.

4. - Дети, вам понравилась игра?
- Что понравилось тебе, Даша? Артем?
- Попадали ли вы в такие ситуации в жизни?
- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

Сюжетно – ролевая игра

«СЕМЬЯ»

Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал: Кукла – младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы – заместители.

Подготовка к игре. Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по конструированию: постройка мебели.

Игровые роли: Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.

Ход игры: игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н.Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру – занятие с куклой «Ясочка простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытка, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именниника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты – угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогощения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» воспитатель выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А.Барто «Младший брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же день в группу воспитатель приносит новую куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех человек. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву – «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы – шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т.д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.

Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу).

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в («утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т.д.

Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья»; сюжет «В гости к бабушке»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание материала: Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста. В процессе коллективной деятельности дети учатся принимать на себя роль заботливого родителя.
Данный материал будет полезен воспитателям, работающим в старшей группе.
Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
- учить детей планировать игру, подбирать атрибуты;
- продолжать обучение уметь распределять роли; самостоятельно развивать сюжет игры;
- расширять словарный запас; развивать диалогическую речь детей;
- способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.
Игровой материал: «Семья»;
- атрибуты для оборудования комнаты;
- посуда;
- мебель;
- сумка;
- кошелек;
- деньги.
«Дом бабушки»;
- посуда;
- самовар;
- деньги;
- предметы заместители.
«Магазин»
- одежда продавца;
- касса;
- овощи, фрукты, сладости и т.д.
«Водитель»
- руль;
- билеты.
Предварительная работа:
- рассматривание картинок о семье;
- чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме;
- настольная игра «Семья»;
- беседы о профессиях людей;
- дидактическая игра «Кто, где работает? »;
- изготовление атрибутов для игры;
- беседы о культуре поведения в общественных местах;
- сюжетно-ролевые игры с детьми «Семья», «Магазин».
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках, воспитатель обходит по кругу и говорит:
Воспитатель: Ребята, мне что – так грустно и одиноко, хочется отправиться куда – нибудь в гости. Но куда бы мне отправится, может вы мне подскажете или предложите, и мы все вместе отправимся.
Ответы детей: предлагают отправиться к бабушке в гости.
Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтобы начать игру.
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Правильно! Нам нужно распределить роли, выбрать детей для игры. Для нашей игры нам нужны: мама, папа, две дочки, сынок, бабушка, дедушка.
(Дети выбирают маму, папу, детей, бабушку, дедушку и обосновывают свой выбор)
Воспитатель: Молодцы, роли распределили. А теперь, нам нужно решить, как и на чем мы будем добираться к бабушке?
Дети предлагают отправиться на автобусе.
Воспитатель: Хорошо, едем на автобусе. Но тогда нам нужен еще водитель.
Дети выбирают водителя.
Мама перед выходом из дома, напоминает детям правила поведения. Напоминает им, что они будут выходить из автобуса на остановке: « Бабушкино». И они отправляются в гости, а точнее, сначала идут на остановку.
Подъезжает импровизированный автобус.
Мама: Аккуратно садимся в автобус.
Водитель: Осторожно, двери закрываются, следующая станция: «Детский сад». Автобус объезжает круг и останавливается.
Водитель: Осторожно, двери открываются, остановка «Бабушкино».
Мама: Выходим из автобуса аккуратно, не толкаясь, помогаем друг другу. Вышли из импровизированного автобуса.
Папа предлагает зайти в магазин и купить гостинцы бабушке.
Мама: Дети, возьмитесь за руки, идем в магазин, но впереди проезжая часть. Что нам нужно сделать, для того, чтобы перейти дорогу.
Дети: Сначала, нужно посмотреть в одну сторону, нет ли машин, затем в другую и только после этого переходим дорогу.
Мама: молодцы, правильно.
Заходим в магазин. Дети поздоровались с продавцом.
- Здравствуйте. Нам нужны гостинцы для бабушки.
Продавец: Здравствуйте, пожалуйста, выбирайте.
Дети и родители выбирают коробочку «Чоко пай», пачку чая и коробочку «Раффаэло». Подходят к кассе.
Мама обращается к продавцу: Посчитайте,пожалуйста сколько,мы вам должны.
Продавец: Спасибо за покупку, с вас 236 рублей.
Мама рассчитывается с продавцом, и они выходят из магазина.
Отправляются к бабушке. Подходят к дому. Звонят в дверь.
Дверь открывает дедушка.
- Здравствуйте, мои дорогие, проходите. Дедушка с папой, пожимают друг другу руку.
Все заходят в дом, их встречает бабушка. Обнимается с внучатами, с мамой.
Бабушка: Проходите, проходите. Вы наверное, устали с дороги. Присаживайтесь. Я сейчас поставлю самовар (бабушка, выходит, якобы, поставить самовар). Возвращается. Ну, рассказывайте, как у вас дела, как успехи в школе, в садике?
Внуки: Бабушка, возьми, пожалуйста, мы тебе принесли, гостинцы к чаю.
Бабушка: Спасибо, большое.
Пока закипает самовар, они беседуют. Затем они все дружно пьют чай с сушками, пирожными.
Внуки: бабушка, как у тебя здоровье?
Бабушка: все хорошо, вроде пока ничего не болит.
Внуки: бабушка, может, тебе нужно помочь?
Бабушка: да нет, пейте чай и можете идти поиграть с соседскими детишками, а мы с мамой пока приготовим обед. А дедушка с папой пойдут в магазин за продуктами, я им сейчас напишу список.
Дедушка: Я не могу, так как мне уже пора на работу. Прощается со всеми и уходит. Если, успею, может быть встретимся за обедом.
Бабушка: Тогда в магазин сходит папа.
Папа: Хорошо, схожу. Пишите список.
Мама: Детки, а что вы хотите на обед?
Дети: я хочу пирожки; а я хочу сосиску.
Мама: Хорошо, если вы попили чай, тогда идите играть.
Дети выходят из – за стола, приглашают поиграть всех остальных детей.
А мама с бабушкой приступают к приготовлению обеда.
Дети самостоятельно придумывают дальнейший разворот событий.