Неверно что в систему оон входит. Организации системы оон. Самостоятельные учреждения ООН

ООН - наиболее универсальная международная организация. Она включает в себя целый ряд органов и международных организаций.

Экономические вопросы занимают видное место в деятельности Генеральной Ассамблеи - ГА (General Assembly - GA) ООН, наиболее представительного органа этой авторитетной международной организации.

В Декларации тысячелетия, принятой в сентябре 2000 г., государства - члены ООН определили "цели в области развития на пороге тысячелетия" (Millennium Development Goals), главной из которых является необходимость сокращения масштабов бедности во всех ее проявлениях. Цели в области развития были разработаны на основе соглашений и резолюций международных конференций, организованных ООН в течение 90-х гг. XX в.

В повестку дня 64-й сессии Генеральной Ассамблеи (2009 г.) были включены важнейшие вопросы мировой экономики, в том числе содействие поступательному экономическому росту и устойчивому развитию. В качестве специальной темы для обсуждений была поставлена проблема достижения социально-экономического прогресса в африканских странах.

Размышляем самостоятельно. Почему именно международные организации системы ООН мы рассматриваем в качестве главных, ведущих в общей совокупности международных экономических организаций современности?

Экономические проблемы регулярно освещаются в докладах генерального секретаря ООН.

Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации, является Экономический и социальный Совет - ЭКОСОС (Economic and Social Council - ECOSOC). В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы.

Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия - 11, Африка - 14, Восточная Европа - 6, Западная Европа - 13, Латинская Америка - 10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве.

Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна страна-член не имеет права вето.

ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (Экономического); Второго (Социального); Третьего (по Программам и Сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов.

В составе Совета имеется ряд функциональных комиссий и постоянных комитетов, а также экспертных органов.

ЭКОСОС подотчетны пять региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Ливан, Бейрут).

Региональные экономические комиссии занимаются изучением экономических и социальных проблем соответствующих регионов и выработкой рекомендаций, а также осуществляют функции исследовательского, консультативного и информационно-аналитического характера.

В частности, Европейская экономическая комиссия - ЕЭК (Economic Commission for Europe - ЕСЕ), созданная ЭКОСОС в 1947 г., ставит своей главной целью укрепление сотрудничества между европейскими государствами-членами. ЕЭК ведет экономические исследования аналитического характера по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищных условий, статистике, устойчивому энергоснабжению, торговле, промышленности и развитию предпринимательства, по проблемам лесного комплекса и транспорта.

Размышляем самостоятельно. Можно ли полагать, что в деятельности международных организаций системы ООН сочетается решение как универсальных (общемировых), так и региональных проблем? Что можно было бы привести здесь в качестве аргумента?

В 1964 г. Генеральная ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD). Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышленными товарами, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.

ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-членов, так и с различными органами ООН, неправительственными организациями, представителями частного капитала, научно-исследовательскими институтами и университетами в различных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового общественного мнения, которое вынуждены учитывать и государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД содействует развитию международной торговли путем налаживания равноправного сотрудничества между государствами.

ЮНКТАД стала одним из важных международных экономических форумов, рекомендации и решения которого оказали существенное воздействие на мировую торговлю. Однако возникновение ВТО потребовало уточнения сферы и направлений деятельности ЮНКТАД. На IX сессии этой организации, проходившей в 1996 г., было решено, что ЮНКТАД следует сохранить как орган Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам торговли и развития. Ее задачей останется освещение происходящих в мировой экономике изменений в их связи с торговлей, инвестициями, технологией, услугами и развитием. При этом она будет сотрудничать и координировать свою деятельность с ВТО и другими многосторонними учреждениями.

На X сессии ЮНКТАД в 2000 г. (Бангкок, Таиланд) была подтверждена роль этой организации в процессе интегрирования экономики развивающихся стран во всемирное хозяйство и в мировую торговую систему на здоровых и равноправных началах.

ЮНКТАД публикует целый ряд исследований, получивших мировое признание, в частности Handbook of Trade and Development Statistics, World Investment Report.

В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН - ПРООН (United Nations Development Programme - UNDP). ПРООН учреждена в 1965 г. Штаб-квартира организации - в Нью-Йорке.

Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения.

В настоящее время ПРООН координирует усилия, направленные на реализацию ориентиров развития, которые были определены ООН на третье тысячелетие, в частности снижение в 2 раза уровня бедности к 2015 г.

ПРООН составляет и ежегодно публикует Доклад о развитии человеческого потенциала (Human Development Report), который уже давно стал заметным явлением среди публикаций международных организаций. Одним из главных показателей докладов является Индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП (Human Development Index - HDI), в котором обобщаются данные по трем основным показателям:

■ продолжительность жизни здорового человека;

■ уровень образования;

■ уровень жизни.

ИРЧП рассчитывается на базе трех индексов: а) индекса продолжительности предстоящей жизни при рождении; б) индекса образования; в) индекса ВВП на душу населения.

Несмотря на определенную условность методики расчета этого Индекса, он позволяет сопоставлять и до некоторой степени сравнивать уровни развития стран не только с точки зрения валового внутреннего продукта, но и по более широкому кругу социально-экономических показателей.

Размышляем самостоятельно. В каких темах курса "Мировая экономика" мы уже обращались к проблемам, связанным с Индексом развития человека?

Экономический и Социальный Совет осуществляет согласование деятельности 19 специализированных учреждений ООН (табл. 23.1)

Таблица 23.1. Специализированные учреждения ООН

Название на русском языке

Название на английском языке

Г од создания или учреждения

Местоположение

Всемирная метеорологическая организация. ВМО

World Meteorological Organization. WMO

Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ

World Health Organization. WHO

Всемирная организация интеллектуальной собственности, ВОИС

World Intellectual Property Organization, WIPO

Всемирная туристская организация. ЮНВТО

World Tourism Organization

Всемирный почтовый союз, ВПС

Universal Postal Union, UPU

Группа Всемирного банка

В том числе:

Международный банк реконструкции и развития, МБРР

World Bank Group

International Bank for Reconstruction and Development, IBRD

Вашингтон

Международная ассоциация развития. МАР

International Development Association. IDA

Вашингтон

Международная финансовая корпорация, МФК

International Finance Corporation. IFC

Вашингтон

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. МИГА

Multilateral Investment Guarantee Agency. MIGA

Вашингтон

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС

International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID

Вашингтон

Международная морская организация. ИМО

International Maritime Organization, IMO

Международная организация гражданской авиации, ИКАО

International Civil Aviation Organization, ICAO

Монреаль

Международная организация труда, МОТ

International Labour Organization. ILO

Международный валютный фонд, МВФ

International Monetary Fund. IMF

Вашингтон

Международный союз электросвязи. МСЭ

Telecommunication Union. ITU

Международный фонд сельскохозяйственного развития, МФСР

International Fund for Agricultural Development, IFAD

Организация Объединенных Наций по вопросам образования. науки и культуры, ЮНЕСКО

United Nations Educational. Scientific and Cultural Organization. UNESCO

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО

United Nations Industrial Development Organization, UNIDO

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, ФАО

Food and Agriculture Organization of the United Nations, FAO

Рассмотрим деятельность некоторых специализированных учреждений ООН, играющих заметную роль в международных экономических отношениях.

Из представленной таблицы очевидно, что некоторые международные организации появились значительно раньше, чем ООН, и лишь много позже получили статус специализированных учреждений. К их числу относится, в частности, МОТ, ставшая в 1946 г. первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

Организация осуществляет разработку международной политики и программ в области трудовых отношений, принимает международные трудовые стандарты, способствует их принятию странами-членами, оказывает содействие в организации профессиональной подготовки и обучения.

МОТ имеет уникальный характер: в подготовке решений на равных условиях участвуют представители правительств, трудящихся и предпринимателей. Главный ее орган - Международная конфедерация труда, где каждая страна представлена четырьмя делегатами (два от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей), созывается не реже 1 раза в год (обычно в июне в Женеве). Каждый делегат голосует индивидуально. Поэтому делегаты от трудящихся и предпринимателей могут голосовать против позиции, занимаемой делегатами от правительства.

Одним из самых крупных специализированных учреждений ООН является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - ФАО, призванная решать задачи повышения уровня обеспеченности продовольствием, совершенствования условий жизни сельского населения, увеличения производительности труда в сельском хозяйстве. Членами ФАО являются почти все страны - члены ООН. Коллективным членом ФАО является также ЕС.

ФАО осуществляет мониторинг мирового сельского, лесного и рыбного хозяйства. В последние годы организация уделяет повышенное внимание проблемам обеспечения долговременного устойчивого развития сельского хозяйства, увеличения производства продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности с учетом требований сохранения окружающей среды.

ФАО ежегодно публикует статистические ежегодники, в том числе о состоянии сельскохозяйственного производства и торговли сельскохозяйственной продукцией. Наиболее известным является ежегодный Доклад о состоянии продовольствия и сельского хозяйства (The State of Food and Agriculture - SOFA). Большой объем сведений о состоянии сельского хозяйства в различных странах содержится в базе данных на сайте организации.

Организация ООН по промышленному развитию - ЮНИДО статус специализированного учреждения ООН получила в 1985 г. Как следует из названия, ЮНИДО призвана оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала. В последнее время организация также ставит своей целью способствовать укреплению позиций вышеуказанных стран в условиях усиления конкуренции в глобальной экономике.

Главные усилия ЮНИДО направлены на мобилизацию знаний, навыков, информации и технологии для создания новых рабочих мест, конкурентоспособной экономики и экологически безопасного и устойчивого экологического развития. Все это должно способствовать сокращению масштабов бедности в мире.

Деятельность ЮНИДО осуществляется в виде интегрированных (комплексных) программ и отдельных проектов.

Основным источником средств на осуществление проектов по линии ЮНИДО является Программа развития ООН. Однако определенная часть средств поступает в виде взносов стран-членов и спонсорской помощи.

В сфере атомной энергетики широкую известность приобрела деятельность Международного агентства по атомной энергии - МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency), основанного в 1957 г. как автономного учреждения под эгидой ООН. Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене. Агентство превратилось в центральный межправительственный орган научного и технического сотрудничества в области использования ядерной энергии. В последние годы значение МАГАТЭ возросло в связи с увеличением числа ядерных программ в различных странах мира.

Размышляем самостоятельно. Как вы думаете, деятельность каких из названных международных организаций системы ООН связана с решением глобальных проблем современности?

В мировой финансово-банковской сфере видное место занимают специализированные учреждения ООН - МВФ и организации, входящие в Группу Всемирного банка.

2.1. Общеэкономические организации.

2.1.1. Региональные интеграционные группировки (или торгово-экономические союзы):

· Содружество Независимых Государств (СНГ).

· Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).

· Европейский Союз (ЕС).

· Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

· Арабская зона свободной торговли (АФТА).

· Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

· Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР);

· Зона свободной торговли Америки (ФТАА).

2.1.2. Прочие экономические организации:

· Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

· Организация Красного креста и Полумесяца.

2.2. Отраслевые организации.

2.2.1. Организации в области торговли:

· Всемирная торговая организация (с 1 января 1995 года). Стала преемницей ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

· Международный торговый центр.

· Международная торговая палата.

· Международный таможенный союз.

2.2.2. Финансовые организации:

· Парижский клуб представляет интересы 19 стран-кредиторов.

· Лондонский клуб банков-кредиторов объединяет более 600 крупнейших коммерческих банков США, Западной Европы и Японии.

· Банк международных расчетов (БМР).

· Международная финансовая корпорация (МФК).

· Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).

· Международный инвестиционный банк (МИБ).

· Европейское финансовое общество (ЕФО).

· Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

· Европейский экономический валютный союз (ЕЭВС).

2.2.3. Производство и торговля, регулирующие отдельные виды товаров и сырья:

· Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК).

· Европейское объединение угля и стали (ЕОУС).

2.2.4. Производство и торговля сельскохозяйственным сырьем и продовольствием:

· Международная организация по кофе.

· Международная организация по сахару.

· Международная организация стран-экспортеров бананов.

2.2.5. Прочие:

· Международный союз работников железнодорожного транспорта.

ООН: главные организации и их характеристика.

Классификация международных экономических организация по сфере регулирования.

а) Международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства:

· Организация промышленного развития ООН (ЮНИДО).

· Программа развития ООН (ПРООН).

· Международное энергетическое агентство (МЭА);

б) Международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли:

· Всемирная торговая организация (ВТО);

· Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

· Международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров.

в) Региональные экономические организации.

г) Международные валютно-кредитные и финансовые организации:

· Международный валютный фонд;

· Группа Всемирного банка;

· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

д) Международные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность:

· Комиссия ООН по транснациональным компаниям.

е) Международные неправительственные организации, содействующие развитию международного бизнеса:

· Международные и региональные союзы предпринимателей;

· Международная торговая палата;

· Региональные торговые палаты.

Третий критерий классификации международных экономических организаций - по характеру компетенции.

а) Международные организации, обладающие общей компетенцией, например, ООН.

Компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества за исключением конкретных вопросов, отнесенных к компетенции ее специализированных учреждений.

б) Международные организации, обладающие специальной компетенцией:

Ø Специализированные учреждения ООН:

· Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

· Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

· Всемирный почтовый союз (ВПС).

· Международная ассоциация развития (МАР).

· Международная организация труда (МОТ).

· Международный союз электросвязи (МСЭ).

Всего - 15 специализированных учреждений ООН.

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
    • Понятие населения
    • Гражданство и международное право
    • Правовой статус бипатридов и апатридов
    • Правовое положение иностранных граждан
    • Режим нелегальных мигрантов
    • Право убежища
    • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
    • Понятие и источники права внешних сношений
    • Государственные органы внешних сношений
    • Дипломатические представительства
    • Консульские учреждения
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
    • Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
    • Международно-правовая классификация территорий
    • Юридическая природа государственной территории
    • Состав государственной территории
    • Государственные границы
    • Юридические основания изменения государственной территории
    • Международные реки и их правовой режим
    • Международная территория общего пользования
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Международные организации, входящие в систему ООН

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) . Эта межправительственная организация в области использования атомной энергии была создана по решению ООН на Международной конференции в Нью-Йорке. Устав Агентства принят 26 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля 1957 г. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия).

МАГАТЭ хотя и относится к специальным организациям, не имеет статуса специализированного учреждения ООН. Его связь с ООН регулируется Соглашением, заключенным с Генеральной Ассамблеей ООН 14 ноября 1957 г. В соответствии с Соглашением и Уставом МАГАТЭ Агентство должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее и при необходимости Совету Безопасности и ЭКОСОС. Если в связи с деятельностью Агентства возникают вопросы, входящие в компетенцию Совета Безопасности, то оно должно уведомлять о них Совет (например, о всех случаях нарушения членами МАГАТЭ заключенных с Агентством соглашений).

Организация ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Высший орган МАГАТЭ - Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов, собирается ежегодно на очередные сессии. Предусмотрены также специальные сессии. Генеральная конференция осуществляет общее руководство политикой и программами МАГАТЭ. Совет управляющих занимается оперативным руководством всей деятельностью МАГАТЭ. В его состав входят 35 государств, из которых 22 избираются Генеральной конференцией от семи регионов мира (Западной Европы, Восточной Европы, Латинской Америки, Африки, Среднего Востока и Южной Азии, Юго-Восточной Азии и района Тихого океана, Дальнего Востока), а 13 назначаются (наиболее развитые страны в области технологии атомной энергии). Совет заседает, как правило, четыре раза в год. Он имеет два постоянных комитета: по административным и бюджетным вопросам и по технической помощи. Кроме того, он может создавать комитеты для решения конкретных вопросов.

Секретариат МАГАТЭ осуществляет административно-техническое руководство организацией. Он возглавляется Генеральным директором, который назначается на четыре года Советом управляющих и утверждается Генеральной конференцией.

Основные направления деятельности МАГАТЭ: организация и координация исследований и разработок в области ядерной энергетики, вопросы радиационной безопасности, оказание технической помощи государствам - членам Агентства в области мирного использования ядерной энергии, осуществление контроля (гарантий) за мирным использованием атомной энергии, регламентационная деятельность по вопросам, связанным с атомной опасностью.

Одна из главных функций Агентства состоит в применении системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей. Контроль осуществляется на местах инспекторами МАГАТЭ. Неядерные государства - участники Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. должны заключать соглашения с МАГАТЭ о контроле над мирной ядерной деятельностью этих государств. В последние годы МАГАТЭ работает в иранском направлении, дабы добиться мирной ориентации иранской атомной программы.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995 г., решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993 г. Официально ВТО образована на Конференции в Марракеше в апреле 1994 г., поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Сфера деятельности ВТО широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

С середины 2003 г. членами ВТО являлись 146 стран - развитых, развивающихся и постсоциалистических. В ВТО вступили и некоторые постсоветские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 г. Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота - в сущности практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В настоящее время некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан) изъявили желание стать членами ВТО.

Главная задача ВТО - содействовать беспрепятственной международной торговле. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1. Отсутствие дискриминации в торговле.

2. Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

3. Стабильность и предсказуемость условий торговли.

4. Стимулирование соревновательности в международной торговле.

5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

В основе деятельности ВТО лежат три международных соглашения, подписанных в 1994 г. большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений - оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Основные функции ВТО: контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО; создание условий для переговоров между странами - участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений; урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики; контроль за политикой государств - членов ВТО в области международной торговли; оказание помощи развивающимся странам; сотрудничество с другими международными организациями.

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

ОЭСР является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, ОЕЭС (Organization for European Economic Cooperation, OEEC), которая, в свою очередь, была создана на базе Европейской программы восстановления (European Recovery Programmer), предложенной государственным секретарем США А. Маршаллом, известной как план Маршалла (1947). В 1948 г. для координации этой программы в целях экономического восстановления 16 европейских стран и была создана ОЕЭС.

Членами организации были Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, англо-американская и французская оккупационные зоны Германии. В 1949 г. полным членом организации стала Федеративная Республика Германия, а в 1950 г. в качестве ассоциированных членов вошли Канада и США. Хотя первоначально деятельность организации в основном ограничивалась реализацией Европейской программы восстановления, впоследствии в ее рамках были осуществлены программы, направленные на стимулирование экономического сотрудничества между странами-участницами путем либерализации торговли и создания системы многосторонних расчетов.

В 1960 г. в Париже между участниками ОЕЭС и рядом других стран была подписана Конвенция об учреждении ОЭСР, ратифицированная парламентами стран и вступившая в силу в 1961 г. В ОЭСР входит 31 страна: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония, Словения, Словакия.

Основные задачи и функции ОЭСР:

  • формулирование, координация и реализация политики, направленной на стимулирование экономического роста и поддержание финансовой стабильности в странах- участницах;
  • стимулирование и согласование усилий стран-участниц в области финансовой и технической помощи развивающимся странам;
  • содействие расширению международной торговли, исключающей использование дискриминационных мер.

Упрощенная схема ОЭСР:

  • Главный орган – Совет (Генеральный секретариат);
  • Директораты:

■ исполнительный директорат,

■ директорат по финансам, бюджетно-налоговой политике и предпринимательству,

■ директорат по продуктам питания, сельскому хозяйству и рыболовству,

■ работа с общественностью и средствами массовой информации,

■ директорат по сотрудничеству в вопросах развития,

■ сотрудничество со странами, не входящими в ОЭСР,

■ директорат по торговле,

■ директорат по охране окружающей среды,

■ директорат по вопросам экономики,

■ директорат по статистике,

■ служба управления госсектором,

■ образование, занятость, трудовые и социальные вопросы,

■ директорат по науке, технологиям и промышленности.

Организация управляется Советом, состоящим из представителей всех стран-участниц. Деятельность ОЭСР осуществляется более чем 100 специализированными комитетами и рабочими группами, которые вместе с международным секретариатом исследуют конкретные проблемы и формулируют политические рекомендации, например, в области экономического развития, технического сотрудничества, международной торговли, энергетики и охраны окружающей среды. Совет основан в 1974 г.

Среди разработок, осуществленных под эгидой ОЭСР, следует упомянуть Кодекс поведения ТНК (принят ООН в 1970-х гг.), а также руководящие положения, посвященные порядку подготовки ТНК финансовой отчетности. Учреждения ОЭСР выполняют весьма полезную работу, оказывая содействие международным форумам, на которых обсуждаются политические, экономические, культурные и иные глобальные или региональные проблемы современности.

Организации ОЭСР:

  • Международное энергетическое агентство (МЭА);
  • Агентство по ядерной энергетике (АЯЭ);
  • Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);
  • Центр развития;
  • Служба развития территорий.

Международное энергетическое агентство (МЭА) призвано стимулировать международное сотрудничество в области энергетики и снизить зависимость стран-участниц от импорта нефти. Действует с 1974 г.

Агентство по атомной энергии (АТЭ ), созданное в 1958 г. как Европейское агентство по атомной энергии, способствует международному сотрудничеству стран – участниц ОЭСР в области развития и использования атомной энергии в мирных целях.

Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО) учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследовательской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны – члены ОЭСР.

Центр развития ОЭСР (OECD Development Centre) создан решением Совета ОЭСР в 1962 г. с целью объединения знаний и опыта, имеющихся у стран-членов в области экономического развития, а также разработки и осуществления общей политики экономической помощи; предоставления таких знаний и опыта в распоряжение развивающихся стран с учетом их потребностей. Членами Центра являются все страны – члены ОЭСР.

Важную роль в ОЭСР играет Комитет содействия развитию (КСР), который является специализированным комитетом. В его функции входит рассмотрение таких вопросов, как оказание помощи государствам-членам, а также развивающимся странам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть предоставлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой экономике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся стран, получающих официальную помощь развития; в него были включены страны Центральной и Восточной Европы. В 1995 г. принят документ "Партнерство в области развития в изменившемся мире", в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении устойчивого экономического и социального развития. В 1990 г. в рамках ОЭСР создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Этот центр осуществляет также подготовку кадров по следующим направлениям: экономическое развитие и структурная перестройка; конкуренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финансы и др.

ОЭСР разработала многостороннее соглашение по инвестициям (МСН), которое открыто для стран-членов. Группа комитетов занимается также вопросами содействия эффективному использованию экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства. Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации. ОЭСР имеет официальные отношения с рядом международных организаций – МОТ, ЮНЕСКО, МВФ, ВТО, ЮНКТАД и др.

G-7 – G-8. Группа-7 (G-7) создана в 1975 г. по инициативе французского президента Жискар Д"Эстена с целью ежегодного обсуждения главами ведущих экономических держав мира самых важных проблем экономики. В эту группу вошли США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада.

Надо отметить, лидеры этих стран неизменно обращали свое внимание прежде всего на актуальные проблемы мирового экономического развития, особенно с начала 1990-х гг., когда распалась мировая социалистическая система и для многих новых стран, избравших капиталистические ценности, наступила эпоха кардинальных изменений. С таких позиций, т.е. как поощрительный грант, очевидно, правильнее всего оценить факт приглашения участия России в G-7, поступившее в 1997 г.

Однако полноценного вхождения России в состав "семерки" вплоть до 2003 г. не происходило – основные экономические вопросы лидеры рассматривали по-прежнему в рамках "семерки". Мощное укрепление экономических позиций России, особенно в нефтегазовом секторе, и стремление российского президента к самостоятельной внешней политике, отказ от статуса "младшего партнера" Запада – все это способствовало пересмотру отношений с Россией. Эти факторы, по-видимому, сыграли решающую роль в данном вопросе. Несмотря на то что Россия значительно отстает по росту ВВП (ВНП) как в абсолютных объемах, так и в показателях на душу населения не только от развитых стран, но и целой группы развивающихся государств, лидеры G-7 предоставили нашей стране равноправный статус в этой организации, имеющей (хотя и неформально) серьезное влияние на международные экономические отношения. Напомним, что в ходе шотландского саммита лидеры "восьмерки" в 2005 г. приняли решение об оказании помощи наименее развитым странам (замыкающим группу PC по уровню бедности) на сумму 50 млрд долл., а также о списании долгов развивающихся стран. Аналогичные решения были приняты па G-8 в 2009–2012 гг., когда была предусмотрена необходимость оказания помощи этой группе стран. Судя по фактической оценке, Россия занимает одно из ведущих мест по величине списанных долгов в 2005 г. (более 15 млрд долл.).

"Группа-77" – группа в рамках ЮНКТАД, созданная с целью содействия развивающимся странам в формировании планов развития экономики и международной торговли. В настоящее время в нее входят 122 страны.

"Группа десяти" – группа в рамках МВФ, членами которой являются Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, и Япония. Швейцария, не будучи членом МВФ, является ассоциированным членом.

"Группа пяти" – США, Франция, Япония, Германия и Великобритания. Эти страны, представленные обычно

министрами финансов или управляющими центральных банков, несколько раз в год проводят совещания по экономическим вопросам.

"Группа пяти" образована в 2005 г. в ходе деятельности последнего раунда переговоров в рамках ВТО (Доха, Катар, 2001 г.) в целях достижения компромисса с развитыми странами. Она включает: Бразилию, Китай, Индию, Мексику и ЮАР. С того периода "пятерка" взаимодействует с G-8, особенно интенсивными были консультации в 2008–2010 гг., в период глобального кризиса.

"Группа-20". G-20 – неофициальный международный форум, объединяющий глав правительств и государств системообразующих промышленно развитых стран и стран с формирующимися рынками. Члены G-20: Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индонезия, Индия, Италия, Канада, КНР, Мексика, Российская Федерация, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония, Европейский Союз (ЕС), МВФ и ВБ. От МВФ и ВБ в форуме принимают участие директор-распорядитель МВФ и президент ВБ, а также председатели комитетов этих организаций: Международного валютно-финансового комитета (International Monetary and Financial Committee) и Комитета по развитию (Development Committee). На долю стран G-20 приходится около 90% мирового ВВП и 80% торговли (включая торговлю внутри ЕС), а также 2/3 населения.

В ходе глобального экономического кризиса появилась явная тенденция снижения веса и влияния G-8 в пользу G-20. По сути, все главные решения и рекомендации в ходе последних саммитов принимались уже в рамках G-20. Это коснулось и усиления влияния на международное регулирование деятельности финансовых организаций через Совет по финансовой статистике, созданный по решению G-20 в 2010 г.

Министерская группа-20. Решение об организации международного форума "Группа-20" (G-20) было принято на встрече руководителей минфинов и центральных банков стран "семерки" 25 сентября 1999 г. в Вашингтоне. Идея создания G-20 обусловлена принятым на встрече лидеров "Группы-7" в Кельне (июнь 1999 г.) совместным обязательством "...установить неформальный механизм для диалога между системообразующими странами мира в рамках Бреттон-Вудской системы". Эта идея была развита в Коммюнике встречи, где целью создания G-20 определено "расширение диалога по ключевым вопросам экономической и финансовой политики среди основных системообразующих стран мира и развитие сотрудничества с целью достижения стабильного и устойчивого роста мировой экономики на благо всех стран".

Учредительная конференция министров финансов и управляющих центральными банками G-20 состоялась 15–16 декабря 1999 г. в Берлине. G-20 не имеет собственного штата сотрудников. Страна-председатель назначает временный Секретариат группы на период своего председательства, который координирует работу группы и организует ее встречи. Председатель G-20 избирается сроком на один год на ротационной основе и обеспечивает проведение встречи/встреч министров финансов и управляющих центральными банками стран-участниц (на постоянной основе участвует председатель Банка России); встреч их заместителей, а также тематических семинаров, организуемых для обсуждения странами-участницами основных вопросов, которые будут затронуты в итоговом документе "министерской" встречи – Коммюнике.

С момента основания G-20 страной-председателем в течение первых трех лет была Канада. В 2013 г. роль председателя выполняет Россия. Смена председательства осуществляется на ежегодной основе. Все страны G-20 подразделены па пять групп, от каждой из которых председатель избирается раз в пять лет.

Решение об учреждении управляющей "Тройки" G-20 в составе предыдущего, действующего и будущего председателей было принято в 2002 г.

На "Тройку" возложены обязанности по подготовке повестки заседаний, отбору докладчиков (после консультаций с членами G-20), организационному обеспечению заседаний. В настоящее время "Тройка" состоит из Бразилии, Великобритании и Республики Корея.

Вашингтонский (15 ноября 2008 г.) и Лондонский (2 апреля 2009 г.) саммиты G-20 ("двадцатки"). 15 ноября 2008 г. в самый разгар глобального кризиса, тогдашний президент Америки Дж. Буш созвал в Вашингтоне саммит двух групп – "восьмерки" и "двадцатки" – и попытался побудить их к принятию скоординированных мер но преодолению бушующего в мире экономического кризиса. По мнению многих аналитиков, ведущие экономические державы мира не смогли договориться ни по одному из предложенных повесткой вопросов. А договариваться надо было во что бы то ни стало – страны G-20 аккумулировали порядка 90% МВП, и от их решений в определенной мере зависит динамика глобального кризиса.

На самом деле этот первый в истории саммит G-20 стал важным этапом для будущего всей системы международных экономических отношений. Лишь на первый взгляд представлялось, что с практической точки зрения данная встреча лидеров ведущих экономик мира не принесла каких-либо крупных результатов. В частности, в ее итоговом Коммюнике заслуживают внимания такие положения, как создание коллегий финансовых контролеров для надзора за крупнейшими международными финансовыми институтами и разработка единых мировых стандартов бухгалтерской отчетности. На саммите было заявлено о том, что принципы управления мировыми финансами должны измениться; была подчеркнута необходимость расширения состава Форума финансовой стабильности (представляющего собой организацию регуляторов и центральных банков, отвечающую за техническую сторону финансового надзора), а также необходимость всестороннего реформирования МВФ и Всемирного банка.

Вместе с тем самым значимым итогом саммита стало изменение роли на мировой арене G-20 при одновременном – можно говорить с уверенностью – снижении веса такого влиятельного клуба ведущих развитых стран, как "восьмерка".

Лондонский саммит G-20. Казалось, что Лондонская встреча "двадцатки" означает формирование нового важного международного центра принятий решений глобального характера. Принятию ряда важнейших решений, по-видимому, способствовали два следующих обстоятельства.

Во-первых, в период первой их встречи в Вашингтоне некоторые участники (если не большинство) исходили из предположения, что летом 2009 г. развертывание кризиса прекратится, он замедлится, а к началу осени начнется фаза оживления. Такое развитие глобального кризиса описывали многие экономисты-аналитики и международные организации в своих докладах. На деле же происходило обратное – кризис повсеместно углублялся, инвестиции сокращались, возрастала безработица, ухудшалась социально-трудовая обстановка, во-вторых, в такой обстановке неуверенности и нестабильности создался более благоприятный политический фон для достижения согласия по ряду вопросов (хотя далеко нс всех необходимых), касающихся выработки общих антикризисных мер, затрагивающих целый ряд принципиальных положений глобальной экономической политики и принципов деятельности международных финансово-экономических организаций (МВФ, а также G-8).

В этой связи можно отметить: Лондонский саммит 2009 г. стал самым большим успехом континентально- европейской модели регулирования экономики. В итоговой Декларации саммита были учтены практически все требования Германии и Франции. Форум финансовой стабильности при "большой семерке" превращен в Комитет финансовой стабильности (Financial Stability Board), а небольшой секретариат ФФС, действовавший при Банке международных расчетов в Базеле, будет отныне заменен более серьезным органом, способным эффективнее отслеживать состояние глобальных финансов. Все стороны согласились установить жесткий контроль за деятельностью системно важных хедж-фондов. Это исключительно важное, прорывное решение, так как 52% хедж-фондов зарегистрировано в оффшорных зонах, а из оставшихся 65% приходится на США, 16% – на Великобританию и лишь 15% – на страны еврозоны. Таким образом, европейские сторонники жесткого регулирования финансовой сферы, ранее контролировавшие менее 7% этой отрасли, получили право "присматривать" за всеми остальными ее участниками.

В то же время участники из развивающегося мира (Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Россия и др.) в целом не сумели реализовать свои предложения. Перед саммитом российская сторона опубликовала длинный список мер, предполагавший необходимость "демократичности и равномерной ответственности за принятие решений", "справедливое распределение рисков", "правильный" раздел квот МВФ и "предсказуемость функционирующей по заранее известным правилам международной валютнофинансовой системы". Российская сторона считала, что так как "большинство стран мира размещает свои международные резервы в иностранных валютах, они хотели бы быть уверены в их надежности", чему могли бы способствовать "международно признанные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых являлось бы обязательным для стран – эмитентов резервных валют". К требованию российских переговорщиков о "расширении перечня валют, используемых в качестве резервных", присоединился и Китай. Но этот вопрос не получил своего развития, поскольку большинство при критическом отношении к США считало, что реальной альтернативы доллару не существует.

Европейцы (прежде всего Франция и Германия) сумели закрепить за Советом финансовой стабильности право устанавливать международно признанные стандарты вознаграждений высших менеджеров .

Кстати, вознаграждение высших менеджеров в российских крупных корпорациях немного превышает европейский уровень и больше соответствует американским, чрезмерно завышенным формам вознаграждения. Парадокс при этом в том, что практически все крупные российские корпорации и их менеджмент – крайне неэффективны и далеко не соответствуют стандартам ни современных компаний, ни менеджеров. Зато разрывы между оплатой этих менеджеров и трудящихся превышают европейский и американский уровни в 4–5 раз.

Все страны обязаны отныне предоставлять полную информацию о состоянии своего банковского сектора.

Важнейшее решение Лондонского саммита состояло в том, что было ограничено число оффшоров и свободы действия в них. Большинство крупных корпораций России действуют как раз через оффшорные компании. Пришлось и Швейцарии согласиться на необходимость большей прозрачности в банковских вкладах клиентов. Была признана необходимость установления единообразной системы бухгалтерской отчетности, и все идет к тому, что она будет создана на базе европейской IFRS, а не американской GAAP. Наконец, рейтинговые агентства должны будут пройти перерегистрацию под жестким международным контролем. Американцы согласились со всеми этими положениями, хотя не стоит считать, что внедрение данных мер не встретит сопротивления со стороны крупных корпораций и их сторонников в правительствах и парламентах.

Международная морская организация (International Maritime Organization – ИМО, до 1982 г. – Межправительственная морская консультативная организация) – международная межправительственная организация, включенная ООН в число своих специализированных учреждений. Создана в 1958 г. в соответствии с решением Морской конференции, проведенной под эгидой ООН в 1948 г. В организацию входят свыше 140 государств (в том числе Россия, а также ассоциированный член – Сянган, Гонконг).

Целями ИМО являются поддержание сотрудничества государств по техническим вопросам морского судоходства, обеспечение соблюдения норм безопасности мореплавания, проведение работы по отказу от дискриминационной практики в торговом судоходстве, проводимой рядом стран.

ИМО разрабатывает проекты международных морских конвенций и организует контроль за их выполнением, созывает международные конференции по вопросам судоходства. В рамках ИМО действуют комитеты по безопасности па море, по правовым вопросам, по охране морской среды и по техническому сотрудничеству.

Деятельность ИМО носит в основном консультативный и совещательный характер.

Высший орган ИМО – ассамблея, созываемая раз в два года, между ее сессиями работой организации руководит Совет в составе 32 членов, избираемых ассамблеей. Административный рабочий орган ИМО – секретариат. Штаб- квартира – в Лондоне.

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization – ИКАО) – межправительственное специализированное учреждение ООН, основана в 1944 г., начала функционировать с 1947 г. Занимается вопросами сотрудничества государств и разработкой стандартов в области гражданской авиации, обобщает опыт государств-членов в подготовке и повышении квалификации кадров. СССР является членом ИКАО с 1970 г. Высший орган – ассамблея (собирается раз в три года). Местопребывание – Монреаль (Канада).

Всемирная федерация профсоюзов (ВФП ) – крупнейшее международное объединение демократических профсоюзов, создано в 1945 г. на I Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже. Основные задачи ВФП в соответствии с уставом: борьба против войны и причин, порождающих ее, защита интересов трудящихся всего мира, организация общей борьбы профсоюзов всех стран против всяких посягательств на экономические и социальные права трудящихся и их экономические свободы, организация просветительной работы среди членов профсоюзов по вопросам международного единства трудящихся и др. В ВФП входят профсоюзы более 100 стран (около 200 млн членов).

При ВФП созданы отраслевые международные объединения профсоюзов. Функционирует Фонд международной солидарности трудящихся для оказания помощи рабочим во время забастовок, на случай стихийных бедствий, катастроф, а также материальной поддержки профсоюзного движения в освободившихся странах.

ВФП пользуется в ООН, а также при ее специализированных учреждениях – МОТ, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ФЛО, ЮНИДО, ЮНКТАД – консультативным статусом.

Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП ) – второе по численности международное объединение профсоюзов. Основана в 1949 г. в результате раскола Всемирной федерации профсоюзов. Объединяет профсоюзы более 100 стран. Костяк МКСП составляют профцентры из Западной Европы и Северной Америки.

Европейская конфедерация профсоюзов, ЕКП (ETUC). Представляет интересы профсоюзов 36 стран (27 стран – членов ЕЭС, плюс Андорра, Исландия, Хорватия, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Сан-Марино, Швейцария и Турция). Главная цель – реализация "европейской социальной модели", т.е. создание общества, где экономический прогресс сочетался бы с социальной защищенностью, социальной рыночной экономикой.

Панъевропейский региональный совет профсоюзов (PERC). Одно из четырех региональных подразделений Международной федерации профсоюзов (ITUC), охватывает 87 национальных профсоюзов 55 стран Европы.

Межпарламентский союз (МС ) – международная неправительственная организация, состоящая из групп членов парламентов (национальных парламентских групп) более чем 100 стран. Основан в 1889 г. в Париже. СССР стал членом союза в 1955 г. Устав МС предусматривает поощрение контактов между членами всех парламентов, входящих в МС, совместную деятельность по укреплению

и развитию демократических институтов, а также в деле защиты мира и сотрудничества между народами. Решения МС рассматриваются парламентами стран-участниц как рекомендации.

Международный кооперативный альянс (МКА) международная неправительственная организация, объединяющая национальные и региональные союзы и федерации потребительских, сельскохозяйственных, кредитных и других кооперативов. Основан в 1895 г., объединяет национальные организации из свыше чем 60 стран и 7 международных кооперативных организаций. Главные цели МКА – содействие развитию кооперативного движения, установление сотрудничества между кооперацией различных стран, укрепление всеобщего мира и безопасности. На конгрессах МКА по инициативе делегации Центросоюза СССР и прогрессивных кооперативных организаций других стран принят ряд решений, направленных на объединение действий кооперативного и профсоюзного движения, активизацию борьбы против транснациональных корпораций, налаживание сотрудничества европейских государств. Имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН и ЮНЕСКО. Высший орган МКА – конгресс. Штаб-квартира – в Женеве (Швейцария).

Международный красный крест (МКК ) – объединение национальных и международных организаций, ставящих своей целью помощь раненым, военнопленным и другим жертвам войны, а также помощь больным и пострадавшим от стихийных бедствий. В МКК входят национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (в мусульманских странах), Красного Льва и Солнца (в Иране), Лига обществ Красного Креста (ЛОКК) и Международный комитет Красного Креста (МККК). Национальные и международные организации, входящие в МКК, юридически независимы друг от друга. Высший орган МКК – Международная конференция. Местопребывание руководящих органов МКК – Женева (Швейцария).

Международный олимпийский комитет (МОК) – высший орган современного олимпийского движения. Создан в 1894 г. на Международном конгрессе в Париже. Задачи МОК – регулярное проведение Олимпийских игр и их постоянное совершенствование, содействие развитию любительского спорта, укрепление дружбы между спортсменами всех стран. МОК принимает решения о признании национальных олимпийских комитетов (НОК) и международных федераций (МОК признал 160 НОК и 30 международных федераций), определяет программу Олимпийских игр и место их проведения. Он поддерживает также деятельность спортивных федераций по неолимпийским видам спорта. Исполнительный комитет МОК состоит из президента, избираемого на восемь лет, трех вице-президентов и пяти членов. Штаб-квартира МОК – в Лозанне (Швейцария).

  • По итогам 2007 г. руководители 50 крупнейших корпораций евро- зоны получили в 14,8 раза меньше зарплат и бонусов, чем их коллеги из США, хотя прибыльность этих компаний была всего на 15% ниже американских. Этот разрыв еще больше увеличился в посткризисный период, составив 15 раз (2011–2012 гг.).