Final fantasy история серии игр.  Последняя фантазия: История великой серии

С долгожданным выходом пятнадцатой «фантазии», релиза которой фанаты серии ждали долгие десять лет, мы решили поставить точку в извечном споре о том, какая часть Final Fantasy лучшая.

Время покажет, какое место в истории займёт последняя игра во франчайзе, однако совершенно ясно, что Final Fantasy XV будут неизбежно сравнивать с другими, более любимыми (пока что) и в чём-то более инновационными. Предлагаем вам окинуть взглядом богатую историю «Последней фантазии» и узнать, за что геймеры будут вспоминать ту или иную часть.

Сразу предупреждаем, что в список были включены только основные игры серии, поэтому Final Fantasy Tactics, Final Fantasy Crystal Chronicles и Dissidia в него не попали.

10. Final Fantasy X-2

Final Fantasy X-2 во многом пришлось стать первой во франчайзе. Первое прямое продолжение истории достаточно сильно поменяло общее настроение игры, сделав его более легковесным, что было воспринято некоторыми фанатами в штыки. Однако те, кто решил дать FFX-2 шанс, открыли для себя одну из лучших боевых систем в серии, а также превосходную систему классов, перекочевавшую прямиком из незаслуженно забытой Final Fantasy V. И, разумеется, в игре есть до неприличия приставучая заглавная песня.

9. Final Fantasy XII

На двенадцатом эпизоде серия явно столкнулась с кризисом самоопределения, что выразилось в отсутствии ярко обозначенных протагониста и центральной сюжетной линии.

Однако разработчикам удалось представить сильнейший состав персонажей, грандиозный сюжет, который затягивает игрока в мир Ивалис, а кроме того, отличные боевую систему и систему развития персонажей. С этой игрой Square Enix доблестно закрыли главу, связанную с PlayStation 2.

8. Final Fantasy VIII

Когда твоим предшественником является игра, изменившая положение вещей в рамках целого жанра, очень непросто соответствовать завышенным ожиданиям. После грандиозного успеха Final Fantasy VII в восьмую часть попытались впихнуть всё, что только можно: политические интриги, проблемы тинэйджеров, историю любви и многое другое. Очевидно, большим амбициям суждено было столкнуться с неким неприятием со стороны фанатов.

И всё же, восьмая «фантазия» продемонстрировала феноменальный прыжок в плане графики в сравнении с приквелом. А система привязок, несмотря на отдельные недостатки, предоставляла большие возможности для настроек статусов героев. Наконец, здесь звучит один из лучших саундтреков в серии, а в случае с Final Fantasy это говорит о многом.

7. Final Fantasy V

В третьей части Square создали систему профессий, но именно в пятой «финалке» эта идея была реализована надлежащим образом. В игре предусмотрено свыше двадцати классов: от традиционных магов и воинов до экзотических химиков, танцоров и даже мимов. Позже FFV позволяет комбинировать отдельные умения, что создаёт огромные возможности для создания партий.

Здесь мы говорим как раз о том случае, когда отработанный увлекательный геймплей практически целиком вытягивает действительно слабый по меркам серии сюжет.

6. Final Fantasy XIV: A Realm Reborn

К слову о «вытягивании», вот пример настоящего возрождения из пепла. Четырнадцатая Final Fantasy вышла в свет настолько забагованной, что сами Square Enix признали её катастрофой и официально принесли извинения.

A Realm Reborn чудом смогла поменять положение вещей и представила огромный и красивый мир с гибкой системой прокачки и интуитивными битвами. А отличное визуальное и аудио оформление держат уровень, заданный лучшими играми в серии. Наконец, это просто увлекательная и захватывающая MMORPG.

5. Final Fantasy IV

Final Fantasy сегодня неотделима от грандиозного и драматичного сюжета. Однако так было не всегда, и выверенные сюжетные линии не считались обязательным пунктом в ролевых играх. Новый тренд задала именно Final Fantasy IV.

Впервые геймеры могли почувствовать эмпатию к пикселизованным персонажам и играть не только ради самого игрового процесса, но и из интереса к истории. Кроме того, именно здесь впервые появляется боевая система Active Time Battle, на долгое время ставшая визитной карточкой Final Fantasy. Иначе говоря, все последующие релизы в серии многим ей обязаны.

4. Final Fantasy VII

«Переоцененная», «примитивная» и многие другие обидные эпитеты в последнее время стали достаточно распространенным явлением, когда речь идет о Final Fantasy VII. Но как бы вы ни относились к этой игре, нельзя поспорить с одним фактом: Final Fantasy VII изменила правила игры в целом жанре. Одна из первых ролевых игр в 3D не только стала синонимична с успехом первой консоли Sony (и разрывом отношений с Nintendo), но и поменяла отношение западных игроков к японским RPG, став залогом успеха и для других серий.

Сюжет и персонажи FF VII не примитивны, но архетипичны для целого жанра. Клауд, Тифа и Айрис стали узнаваемыми персонажами и за пределами игрового мира. И это уже не говоря об отменном музыкальном сопровождении, проверенной временем Active Time Battle и отлично функционирующей системе материй. И не стоит забывать, что, в конце концов, победителей не судят, а в плане коммерческого успеха Final Fantasy VII оставляет далеко позади все части, которые выходили до и после неё.

3. Final Fantasy IX

Вышедшая уже на закате эпохи первой PlayStation, девятая «фантазия» стала одним из наиболее высоко оцененных пополнений в серии, но также и наименее коммерчески успешным. Судя по всему, новое поколение фанатов, полюбившие футуристические миры из предыдущих двух частей, не смогло целиком принять резкую смену курса на ностальгию.

Однако мультяшные персонажи, классический сеттинг и упрощенный игровой процесс помогли Final Fantasy IX найти свою преданную фанатскую базу. При этом, за внешней беззаботностью скрывается достаточно мрачная сказка, основной темой которой является смерть.

Нельзя и не отметить, что именно эта игра в серии является любимой у Хиронобу Сакагути, отца всего франчайза Final Fantasy.

2. Final Fantasy X

Юбилейной части Final Fantasy была представлена честь стать первой на PlayStation 2. Сложно поверить, но с момента её релиза прошло уже пятнадцать лет. Точно так же сложно забыть легкий шок от первых обнародованных видео Final Fantasy X. Умопомрачительная по тем временам графика выглядит хорошо и по сей день. Также десятая глава впервые подарила героям реальную озвучку (правда, с переменным успехом).

А кроме того, нам представлен действительно захватывающий сюжет с отменными персонажами, среди которых на первом плане, разумеется, Тидус и Юна, чья история любви показана лучше, чем в любом другом эпизоде Final Fantasy. Не стоит забывать и об удачно обновленных битвах, а также системе сфер, которая превращала прокачку персонажей в увлекательную мини-игру.

И всё же, при всех своих неоспоримых достоинствах, десятая «фантазия» не является лучшей в серии.

1. Final Fantasy VI

Оценив все слагаемые успеха Final Fantasy – сюжет, геймплей, музыкальное сопровождение и другие элементы – ни к какому другому результату прийти не получилось. Вышедшая двадцать два года назад 16-битная RPG до сих пор остаётся той недосягаемой вершиной, которую Square Enix пока так и не смогла повторно покорить. Каждому из четырнадцати персонажей уделено пристальное внимание, масштабное повествование не кажется излишне затянутым, а заглавная тема Final Fantasy VI – из тех, которые, наверное, пишутся один раз за всю жизнь.

А еще шестая Final Fantasy представила одного из самых лучших злодеев в игровой индустрии – сошедшего с ума волшебника Кефку, которому (спойлер!) удаётся достичь своей цели и инициировать настоящий конец света. Главным героям остаётся спасать только то, что осталось после гибели знакомого им мира.

Несмотря на то, что каждая из игр в серии является единственной в своём роде, именно Final Fantasy VI является воплощением лучших качеств игр Square Enix, даже несмотря на все технологические прорывы, которые были совершены впоследствии.

Сможет ли Final Fantasy XV занять своё место в ряду лучших игр в серии, станет известно уже только спустя некоторое время после релиза. Пока что можно сказать, что пятнадцатая часть как минимум соответствует заданным её предшественникам стандартам. И это уже радует.

Final Fantasy на данный момент является самым известным и раскупаемым в мире сериалом среди всего многообразия представителей жанра RPG. Разработчики то и дело анонсируют новые проекты под лэйблом "Final Fantasy", и выкидывают на съедение фанатам очередные обои, скриншоты, трейлеры и демо-версии. Те всё это благополучно переваривают и живут в ожидании очередной порции новой информации. Армия фанатов сериала становится всё больше с каждым годом, игры раскупаются всё более внушительными тиражами, но и серия не стоит на месте, каждый раз стараясь предложить на суд взыскательной публики множество инноваций как в игровом процессе, так и в графических технологиях. При этом, в большинстве случаев, умудряясь на протяжении вот уже двух десятков лет сохранять тот самый пресловутый "дух Final Fantasy" - понятие, которому нельзя дать какое-либо общее определение скупыми буквами и словами, но которое прочно держит фанатов "на крючке", заставляя с нетерпением ждать анонсы всё новых и новых игр в серии, несмотря на их внешнюю непохожесть.

И мы всё никак не перестаём удивляться тому, как японцы в первый же день релиза умудряются скупать миллионы копий очередного хита, предварительно просидев сутки около магазина с геймбоем в руках и желанием первым получить эту заветную коробку в руки. Да что кривить душой - мы и сами с нескрываемым возбуждением ждём североамериканского релиза и бежим в родную палатку (качаем в интернете, заказываем лицензию из-за границы), чтобы и самим заполучить очередную серию игры и с головой окунуться в новый мир "Последней Фантазии".

К этому моменту, вышло уже двенадцать игр в основной серии Final Fantasy, а также большое количество всевозможных ремейков и ответвлений, так или иначе связанных с сериалом. Компания Square Enix продолжает привлекать к разработке игр серии самых талантливых деятелей индустрии, благодаря чему "Фантазии" регулярно собирают обильный урожай всевозможных наград, а по совокупному количеству продаж сериал уступает только лишь таким монстрам игровой индустрии, как Покемон и Марио.

Таково положение вещей на сегодняшний день. Но порой, серия переживала весьма волнительные моменты - на её долю выпало немало как взлётов, так и падений, восторгов и разочарований, похвалы и критики. Поэтому, мы предлагаем вам оглянуться вместе с нами в прошлое, и убедиться, насколько нелёгок был её путь к покорению трона короля ролевого жанра.

В цикле тематических статей на нашем сайте, мы расскажем как об истории самой игровой серии и её многочисленных сателлитах, так и об основных этапах становления компании Squaresoft (Square Enix). Не забудем также и о ключевых персоналиях, подаривших нам немало восторженных часов, проведённых перед экраном телевизора во вселенной вот уже в который раз последней фантазии...

: M - Mature
CERO : C - Ages 15 and up
ESRB : T - Teens
PEGI : 16
USK : 12
RARS : 16+

Создатели Руководители Тэцуя Номура
Хадзимэ Табата Продюсеры Ёсинори Китасэ
Синдзи Хасимото
Геймдизайнеры Юити Канэмори
Такаёси Накадзато
Сценаристы Тэцуя Номура
Кадзусигэ Нодзима
Программисты Хироси Харата
Кэнтароу Ясуй
Художники Тэцуя Номура
Томохиро Хасэгава
Такаюки Одати
Композитор Ёко Симомура Технические данные Платформа PlayStation 4
Xbox One
ПК (Windows)
Игровой движок Luminous Engine Режим игры Однопользовательский , Многопользовательский (Comrades) Носитель Blu-ray Управление DualShock , Геймпад , клавиатура и мышь Официальный сайт Final Fantasy XV на Викискладе

Final Fantasy XV (яп. ファイナル ファンタジー XV файнару фантадзи: фи:фути:н ) , ранее известная как Final Fantasy Versus XIII - видеоигра в жанре ролевого боевика , разработанная Square Enix для консолей PlayStation 4 и Xbox One . Позже была выпущена на . Игра под названием Final Fantasy Versus XIII была анонсирована на выставке Е3 8 мая 2006 года; было объявлено, что, как и Final Fantasy XIII , она разрабатывается для не вышедшей ещё на тот момент игровой консоли PlayStation 3 .

Final Fantasy XV не связана с предыдущими играми серии Final Fantasy . Сюжет фокусируется на молодом человеке по имени Ноктис Люцис Кэлум, наследном принце государства Люцис , где хранится последний оставшийся в мире таинственный магический кристалл. В начале игры кристалл обманом похищается вторгшейся враждебной нацией Нифльхейм, из-за чего начинается глобальный конфликт с другими народами, которые желают получить кристалл. Ноктис и его ближайшие друзья отправляются в путешествие, чтобы попытаться вернуть потерянную магическую реликвию.

Игра стала наиболее длительно разрабатываемой игрой в серии Final Fantasy , пробыв в производственном аду десять лет . В качестве Final Fantasy Versus XIII игра разрабатывалась в составе подсерии Fabula Nova Crystallis Final Fantasy вместе с Final Fantasy XIII и Final Fantasy Type-0 , объединенной общей мифологией . В 2013 году на выставке Electronic Entertainment Expo было объявлено о смене названия игры на Final Fantasy XV , а вместе с этим игра вышла из линейки Fabula Nova crystallis. Первоначально разработкой игры руководил Тэцуя Номура , разработавший также дизайн персонажей и черновую концепцию сценария; на финальном этапе разработки его на посту руководителя сменил Хадзимэ Табата . Помимо собственно игры, были созданы полнометражный анимационный фильм «Кингсглейв: Последняя фантазия XV » и аниме-сериал «Братство: Последняя фантазия XV » .

Загружаемое демо игры для обеих платформ под названием Episode Duscae вышло 31 марта 2015 года. Ваучер на загрузку шёл в комплекте с первой партией другой игры серии, Final Fantasy Type-0 HD . Доступ к демо получили как обладатели физической копии, так и цифровой, но лишь те, кто либо купил игру из первой партии, либо сделал предварительный заказ.

4 июня на Active Time Report 6.0 Хадзиме Табата и Акио Офудзи объявили о выходе обновления для демо Episode Duscae 2.0 , которое было реализовано в виде патча и стало доступно обладателям оригинального Episode Duscae 9 июня 2015 года.

30 марта 2016 года на мероприятии Uncovered Final Fantasy XV в Лос-Анджелесе было объявлено, что Final Fantasy XV выйдет во всём мире 30 сентября 2016 года. Также в этот же день была выпущена вторая демо версия Platinum Demo . Позднее было объявлено, что выход игры перенесён на 29 ноября 2016 года.

Сюжет

Сеттинг

Действие Final Fantasy XV разворачивается в мире, напоминающем по окружению настоящее время. Королевство Люцис, принцем которого является главный герой, Ноктис, является технически развитой державой, окружённой другими королевствами, по развитию не превосходящими королевство Люцис.

Причиной всему является непрекращающаяся война за магический кристалл, которым владеет королевская семья Кэлум. История Final Fantasy XV берёт начало из инцидента после подписания мирного договора между королевствами касательно окончания боевых действий и последующего использования кристалла в мирных целях. Конфликт разгорается вновь после того, как соседнее с Люцис королевство Нифльхейм вероломно нападает на столицу Люцис, Инсомнию , из-за чего Ноктису и его друзьям приходится устраивать побег. Успешно развязав новый виток войны между владениями Солхейм, Тенебрэ и Аккордо, войска Нифльхейма захватывают последний кристалл, но Ноктис с друзьями пытаются отбить его обратно.

Главные персонажи

  • Ноктис Люцис Кэлум (ノクティス・ルシス・チェラム (яп. Nokutisu Rushisu Cheramu ) ) - центральный герой Final Fantasy XV , наследный принц королевства Люцис. Является членом семьи Кэлум, которая испокон веков владела Кристаллом и защищала его. Ноктис владеет силой Кристалла, которая позволяет призывать несколько видов холодного оружия, управлять ими и телепортироваться в зависимости от местоположения оных. По характеру спокоен, предпочитает словам действия; старается скрывать застенчивость за «холодным» поведением . Тэцуя Номура в интервью отметил, что принц не будет похож по характеру или поведению на Клауда ; скорее это будет архетип персонажа, который ещё в серии Final Fantasy не встречался и который Номура «хотел опробовать долгое время». В интервью Dengeki Magazine руководитель проекта отметил, что Ноктис - юноша с сильным характером, и что сложившиеся обстоятельства и ответственность за своё королевство заставляют его действовать смело и иногда необдуманно, из-за чего он иногда не рассчитывает свои силы и действует без задней мысли . Его имя с латыни можно перевести как «свет ночного неба» . Японское озвучивание - Тацухиса Судзуки .
  • Игнис Шиенция (イグニス・スキエンティア (яп. Igunisu Sukientia ) ) - друг детства Ноктиса, главный стратег семьи Кэлум. Игнис крайне умён и серьёзен, по-своему даже холоден, что не мешает ему всячески заботиться о Ноктисе. В бою пользуется парными кинжалами или копьём. Если игрок решит пересесть с водительского сидения автомобиля и включит автопилот, Ноктиса заменит Игнис. Его полное имя - обычный набор слов, как и у Ноктиса; в переводе с латыни обозначающий «огонь» («ignis» ) и «знание» («scientia» ). Японское озвучивание - Мамору Мияно . Второе имя Stupeo было опущено после объявления даты выходы игры 30 марта 2016 года.
  • Гладиолус Амицития (グラディオラス・アミシティア (яп. Guradiorasu Amishitia ) ) - ещё один друг детства и боевой наставник Ноктиса, является «щитом» семьи Каэлум. Высокий и сильный, хладнокровный в бою, но весёлый и открытый с друзьями. Является старшим сыном семьи, защищавшей королевскую чету несколько поколений. Очень привязан к Ноктису, которому является практически братом. В бою Гладиолус значительно превосходит по физической силе Ноктиса, в основном пользуется огромным мечом. Его имя - отсылка к римскому мечу гладиусу (но так же может обозначать гладиолус , лепестки которого по форме напоминают лезвие меча), а фамилия в переводе с латыни означает «дружба». Японское озвучивание - Кэнта Миякэ.
  • Промпто Аргентум (プロンプト・アージェンタム (яп. Puronputo Ājentamu ) ) - друг Ноктиса со школьных времён, иностранец, не относящийся к королевскому окружению. Промпто - беззаботный парень, крайне весёлый и легкомысленный, но верный своим идеалам и готовый прийти на помощь в нужный момент. С Ноктисом дружит ещё со школы; ради того, чтобы набраться смелости и подружиться с принцем, долгое время работал над своими внешностью и характером. Стрелок, в бою использует различное огнестрельное оружие, которое помогает ему поражать различные слабые места своих противников. Имя персонажа переводится как «быстрый» или «резкий» , а фамилия происходит от латинского «серебро » . В комбинации может отсылать к попытке перевести на латынь английское слово "quicksilver" - « » , указывая на скорость персонажа и его любовь к огнестрельному оружию. Японское озвучивание - Тэцуя Какихара .
  • Лунафрейя Нокс Флёре (ルナフレーナ・ノックス・フルーレ (яп. Runafurēna Nokkusu Furūre Lunafrena Nox Fleuret ) ) - бывшая принцесса Тенебры, подруга детства Ноктиса и его невеста, с которой принц должен был вступить в политический брак для закрепления перемирия между государствами. Новый персонаж, введённый на поздних стадиях разработки в качестве замены Стеллы Нокс Флёре (англ. Stella Nox Fleuret ), которая по начальным замыслам в определённые моменты сюжетной линии должна была противостоять главному герою, что было показано в ранних трейлерах проекта. По словам Хадзиме Табаты, Луна будет играть более масштабную и важную роль, чем её прототип Стелла. Также было упомянуто, что Лунафрейя обладает более сильным и волевым характером, нежели Стелла, и исходя из этого она готова всеми силами идти к обозначенной цели; кроме того, руководитель разработки подчеркнул, что героиня будет в некоторой степени более морально устойчивой, чем протагонист. После нападения войск Нифльхейма на королевство Люцис Лунафрейя, как сам Ноктис и его отец - король Регис - была признана погибшей, в то время как в действительности ей удалось сбежать в Альтиссию, где она ожидает Ноктиса. Японское озвучивание - Рина Китагава .
  • Ардин Изуния (アーデン・イズニア (яп. Āden Izunia ) ) - главный антагонист Final Fantasy XV, канцлер империи Нифльхейм, не только главный политик страны, стоящий за многими решениями, принимаемыми императором, но и человек, позволивший улучшить производство магитех-солдат. Поначалу помогает главным героям, из-за чего кажется безобидным, хотя странным и зловещим, но на деле оказывается силой, стоящей не только за войной между империей и королевством, но и за распространением таинственной болезни и демонов. Японское озвучивание - Кэйдзи Фудзивара .

Второстепенные персонажи

  • Джентьяна (ゲンティアナ (яп. Gentiana ) ) - спутница Лунафрейи Нокс Флёре, играющая важную роль в сюжетной линии. Является одной из божественных Посланников, а не обычной слугой Оракула. Её имя было позаимствовано у цветка горечавки , целебные свойства которого были признаны царём Гентусом из Иллирии , в чью честь позднее растение и было названо. Японское озвучивание - Саяка Киносита .
  • Регис Люцис Кэлум CXIII (レギス・ルシス・チェラム113世 (яп. Regisu Rushisu Cheramu Hyakujūsansei ) ) - 113-й король государства Люцис, отец Ноктиса. После нападения Нифльхейма на королевство Люцис был убит генералом Глаукой. Японское озвучивание - Цутому Исобэ.
  • Кор Леонис (コル・リオニス (яп. Koru Rionisu ) ) - один из сильнейших бойцов Люциса, суровый стратег и воин. К Ноктису и его друзьям относится со строгостью, но вызвано это стремлением защитить наследника. Кор абсолютно предан Люцису и его монархам. Имя персонажа переводится как «сердце льва», что косвенно указывает на часто используемое выражение в серии Final Fantasy (фамилию Леонхарт, к примеру, носил главный герой Final Fantasy VIII , Скволл). Японское озвучивание - Тоти Хироки .
  • Ирис Амицития (イリス・アミシティア (яп. Irisu Amishitia ) ) - младшая сестра Гладиолуса. С детства знакома с Ноктисом, который помог ей выбраться из рощи при Цитадели и позднее взял всю вину на себя, позволив ей избежать наказания. Испытывает романтический интерес к протагонисту, хоть и тщательно это скрывает, оборачивая всё в шутку. В одной из глав является временным компаньоном. Японское озвучивание - Мэгуми Хан .
  • Йедолас Альдеркапт (イドラ・エルダーキャプト (яп. Idora Erudākyaputo ) ) - глава империи Нифльхейм. Заключает мирный договор с Люцисом, но, как выясняется, это был обманный манёвр в плане по захвату волшебного Кристалла. Японское озвучивание - Иидзука Сёдзо .
  • Аранея Хайвинд (アラネア・ハイウィンド (яп. Aranea Haiuindo ) ) - наёмница, капитан Третьего Армейского Корпуса 86-го Воздушного Подразделения Нифльхейма. Искусный драгун, специализирующийся на сражениях в воздухе. В ходе сюжетной линии выступает как боссом, так и временным компаньоном Ноктиса. Японское озвучивание - Миюки Савасиро .
  • Равус Нокс Флёре (レイヴス・ノックス・フルーレ (яп. Reivusu Nokkusu Furūre ) ) - принц Тенебры и старший брат Лунафреи. Поскольку в его глазах в гибели матери был виновен Регис Люцис Кэлум, Равус ради сохранения Тенебры присоединился к имперской армии Нифльхейма, где позднее стал главнокомандующим. После потери левой руки из-за отвергнувшего его кольца Люциев, в империи тело Равуса улучшают магитех-протезом, который наделяет его сокрушительной силой и мощью. Японская озвучивание - Юити Накамура .
  • Сид Софьяр (シド・ソフィア (яп. Shido Sofia ) ) - престарелый владелец автомастерской «Hammerhead» и старый друг короля Региса. В ходе сюжетной линии присматривает за Ноктисом, а также занимается улучшением его оружия. Японское озвучивание - Нобуюки Кацубэ .
  • Синди Аурум (シドニー・オールム (яп. Shidonī Ōrumu "Cidney" ) ), в японском озвучивании Сидни (англ. Cidney ) - девушка-механик, помогающая Ноктису и его команде во время их путешествия, ремонтируя и модифицируя «Регалию». Является внучкой Сида Софьяра . Японское озвучивание - Ю Симамура .

Геймплей

Боевая система

Игровой мир

Основной темой игры является путешествие с друзьями. В Final Fantasy XV воссоздан гигантский мир, доступный для исследования в любое время. Мир бесшовный, а загрузки проходят только во время переходов между большими локациями. В то же время игроки просто не узнают, что местность будет загружаться - эффект будет замаскирован под сюжетные сцены. Первоначально разработчики планировали ввести фиксированные локации и частично открытый для исследования мир, но после смены платформ на более мощные, было принято решение ввести полностью исследуемый мир. При этом игроку дарована полная свобода; по словам Хадзиме Табаты, если игрок видит на горизонте что-то, то он может добраться туда . В то же время, если игроку надоест исследовать мир, он волен отправиться на сюжетное событие, чтобы продвинуться далее по сюжету. Анимация персонажей зависит от местности; к примеру, после долгого бега они будут останавливаться, чтобы отдышаться .

В игре присутствует динамическая система смены дня и ночи и погодные условия. Как время дня, так и погода прямо влияют на геймплей - ночью появляются особые монстры, а дождь или жара, к примеру, будет влиять на эффект магии. Из-за реалистичного течения времени (одни сутки в игре равны часу реального времени) персонажи вынуждены останавливаться на привалы, чтобы поесть и поспать. Персонажи после бессонной ночи будут хуже себя вести в бою и жаловаться на усталость, предельный максимум передвижения без сна - три внутриигровых дня . Устроить привал можно практически в любом месте, но из-за обилия монстров рекомендуется делать это на попадающихся по пути заправках . Опыт за убитых монстров и законченные сторонние задания будет подсчитываться после окончания каждого дня.

Фокусом игры будет преодоление больших расстояний на автомобиле Ноктиса. Воспользоваться транспортом игрок может практически в любой момент, но не на любой местности. Игроки могут изменять внешний вид «Регалии» согласно своим предпочтениям. Управление машиной осуществляется либо вручную, либо автоматически. Автомобиль имеет ограниченный запас топлива; при полном опустошении бензобака посреди дороги герои будут вынуждены либо самостоятельно толкать транспорт до ближайшей заправочной станции, либо вызвать Синди, которая за дополнительную плату отбуксирует «Регалию» к заправочной станции.

Помимо наземного транспорта группа разработчиков заинтересована в реализации дирижаблей; на Gamescom 2015 Хадзиме Табата подтвердил, что в данный момент они ищут способ воплотить идею в игре, отметив, что если им не удастся успеть реализовать воздушный транспорт к релизу Final Fantasy XV , то они обязательно его выпустят в качестве DLC .

Игрок сможет взаимодействовать с окружающей средой не только через битвы с монстрами. В игре будут присутствовать большие города, в лесах можно будет встретить дома с местными жителями, а у водоёмов возможно скоротать время за рыбалкой .

Разработка

Технологии

Первоначальная версия Final Fantasy Versus XIII работала на модифицированном движке Crystal Tools , который использовался для разработки трилогии Final Fantasy XIII и онлайн-игры Final Fantasy XIV . Модификация, используемая первоначальным вариантом, носила название Ebony Engine .

После перехода разработки игры с PlayStation 3 на PlayStation 4 и Xbox One и смены названия на Final Fantasy XV , команда начала постепенный переход на новую внутреннюю технологию Square Enix под названием Luminous Studio . По словам разработчиков, движок удобен в использовании и позволяет использовать большее количество эффектов при лучшей оптимизации. На ноябрь 2014 года игра на 80 % была переведена на Luminous Studio 1.4, но к релизу разработчики планировали перейти на версию 2.0 . Final Fantasy XV оптимизируется для каждой из платформ отдельно для достижения равного уровня качества всех версий .

Мобильная MMO

Музыка

Композитором Final Fantasy XV выступит Ёко Симомура , ранее работавшая над саундтреками к играм серии Kingdom Hearts , а также играм Super Mario RPG , Parasite Eve и Xenoblade Chronicles .

Центральной темой игры послужит песня «Somnus» (рус. «Сон» ). Название является отсылкой к древнеримскому богу сна , который часто отображается в образе спящего юноши - нечто похожее можно увидеть на официальном логотипе игры.

Отзывы и критика

Рецензии
Сводный рейтинг
Агрегатор Оценка
GameRankings 81,48% (PS4)
Metacritic 81/100 (PS4)
Критиканство 77/100
Иноязычные издания
Издание Оценка
Destructoid 9/10
Game Informer 8,5/10
GameSpot 8/10
GamesRadar
IGN 8,2/10
Polygon 9/10
Русскоязычные издания
Издание Оценка
3DNews 7/10
IGN Россия 7,0/10
Kanobu.ru 6,0/10
PlayGround.ru 9,0/10
Riot Pixels 63%
Игромания 8,5/10
Игры@Mail.Ru 8,0/10
НИМ 8,8/10
Котонавты 8,5/10
Stratege 85/100

Игра получила преимущественно положительные отзывы критиков. Средний балл Metacritic на основе многих рецензий - 81 из 100, оценка игроков там же - 7,6 из 10 для PlayStation 4 и 6,8 из 10 для версии Xbox One.

Как DLC пытаются залатать дыры в истории.

В закладки

Square Enix всеми силами пытается сделать из Final Fantasy XV отдельную франшизу. Игры, кино и мультсериалы призваны пролить свет на прошлое мира, а также лучше раскрыть персонажей его населяющих. Вопрос о том, насколько это вообще нужно игрокам оставим за бортом. Главное другое - в оригинальной Final Fantasy XV и характеры, и лор были описаны настолько тонкими штрихами, что стремление компании развивать их кажется спешной попыткой залатать дыры в повествовании. При этом нужно ещё сохранять серьёзное лицо, приговаривая, что так всё и было задумано.

Сама Final Fantasy XV получила три сюжетных дополнения - по одному на каждого из спутников главного героя. Казалось бы, отличный шанс узнать больше о смелом Гладиолусе, весёлом Промпто и расчетливом Игнисе. Попытаемся разобраться, можно ли раскрыть персонажа за пару часов дополнительного приключения, если за 100 часов основной игры этого сделать не удалось.

Эпизод «Гладиолус»

Действие этого DLC разворачивается аккурат после того, как Гладиолус потерпел поражение от Равуса и покинул своих друзей. Когда он вернулся, те не стали особо вдаваться в подробности его отсутствия: пожали плечами, да приняли силача обратно. Ну ничего, здесь-то нам объяснят, куда уходил телохранитель молодого короля и что заставило его покинуть товарищей в трудную минуту.

Интересы у Гладиолуса, как оказалось, отнюдь не альтруистические - движет им исключительно неуверенность в своих силах и желание доказать самому себе, что он не какой-то там слабак, а в битве с Равусом ему просто не повезло. То есть герой бросил друзей не для того, чтобы помочь общему делу, а просто чтобы поправить самооценку. В мире Final Fantasy XV лучший способ сделать это - пройти испытание Гильгамеша, древнего мастера меча.

В соответствии со всеми штампами подобных историй, тест этот никто до Гладиолуса пройти не смог. Однако есть маршал королевской гвардии Кор Леонис - единственный, кто сумел вернуться из пещеры испытаний живым. Именно его главный герой DLC и берёт с собой.

Идея ясна - через суровые испытания и диалоги с Кором Гладиолус познаёт самого себя, доказывает всё, что хотел, и решает положить жизнь на то, чтобы Ноктису ничего не угрожало. Посыл нормальный (большего о нём, правда, не скажешь), но не ясно, почему всё это нельзя было показать в рамках основного сюжета игры. Это повредило бы и без того неровному темпу повествования? Или Final Fantasy XV так наполнена событиями, что раскрытие характера Гладиолуса просто некуда было засунуть? Впрочем, эти же вопросы можно адресовать и к остальным DLC. Разница лишь в том, что в Episode Gladiolus главный герой - эгоист, кинувший друзей.

Сама пещера испытаний - это длинный коридор, по традиции Fabula Nova Crystallis усеянный всевозможными кристаллами

Гладиолусу при всём желании невозможно сопереживать. Это гнилой персонаж, ставящий свои собственные амбиции и борьбу с комплексами выше безопасности товарищей и, самое главное, короля, которого поклялся защищать. Дополнение отвечает на вопрос, куда пропал Гладиолус, но это совсем не тот Гладиолус, который был готов кулаками выбивать дурь из инфантильного и истеричного Ноктиса.

Здесь это - ноющая и постоянно сомневающаяся в себе гора мышц. За два-три часа, которые требуется на прохождение дополнения, образ персонажа разрушается до основания. Если Square Enix хотели показать, что за суровой внешностью Гладиолуса скрывается простой человек, которому ничто не чуждо, то тут они облажались.

На самом деле, если вырезать все катсцены и диалоги, дополнение можно пробежать менее чем за полчаса

Более того, через призму DLC невозможно по-старому смотреть на характер персонажа. Что до его событий, что после, в основной игре мы видим уверенного в себе, ответственного и сильного героя, понимающего, когда стоит оставить меч в ножнах и не лезть на рожон. Благодаря Episode Gladiolus мы теперь знаем, что всё это - маска, фикция, да просто лицемерие.

Можно возразить, мол, Гладиолус хочет быть этаким светочем надежды для своих товарищей и «не грузить» их своими проблемами в и без того неспокойное время. Только дело в том, что вся Final Fantasy XV позиционируется как игра о дружбе, а перед настоящими друзьями нет нужды корчить из себя кого-то другого. Настоящие друзья должны принимать тебя таким, какой ты есть, со всеми недостатками и сомнениями. То есть, либо DLC рушит основную идею игры, либо я ничего не понимаю в дружбе.

Боссы чудовищно скучные, а в хаосе спецэффектов тяжело парировать вражеские удары

Episode Gladiolus заделывает одну сюжетную дыру основной игры, но это дополнение вообще не должно существовать. Если Square Enix так хотелось вывести Гладиолуса из повествования, то можно было сделать это намного изящнее, а не просто отправлять его на идиотское персональное приключение, которое рушит хлипкий каркас личности персонажа.

Эпизод «Промпто»

Самое полезное DLC, что, однако, не делает его хорошим. Промпто Аргентум, пожалуй, единственный из героев Final Fantasy XV, который удостоился хоть какого-то раскрытия. Тот куцый диалог на крыше закусочной - это не бог весть что, но в контексте всей основной игры на большее рассчитывать было бы глупо. О Промпто действительно нужно было рассказать чуть больше, чем о других персонажах, ведь у него, в отличие от того же Гладиолуса или Игниса, на самом деле есть тайна.

В 12 главе Final Fantasy XV на поезд, в котором главные герои едут в Гралею, нападает Ардин. Он в очередной раз играется с разумом Ноктиса, заставляя того столкнуть Промпто с крыши движущегося состава. Парень выпадает из повествования на некоторое время, а ближе к концу, появляется снова и рассказывает друзьям о том, что он - один из клонов армии империи Нифльхейм.

Товарищи говорят, что им плевать, откуда он родом, и зовут бить злодея. Таким образом, важный сюжетный момент, идущий вразрез с тем, что мы видели в аниме Brotherhood: Final Fantasy XV, остаётся без должного внимания.

Нам не рассказали, ни как Промпто об этом узнал, ни о том, чей он клон, ни насколько эта практика вообще распространенна в Нифльхейме. И ведь это не какая-то мелочь - это важная часть драмы одного из основных персонажей. Даже в инфантильной сюжетной мешанине Final Fantasy VII проблемам и истории Ред XIII было уделено больше внимания, а героев и событий в той игре было не в пример больше. К тому же информация о программе клонирования империи сделала бы мир чуточку живее и интереснее.

Примерно половину дополнения Промпто проводит в однообразных коридорах

Дополнение начинается с того, что Промпто тащится по заснеженному полю, страдает от холода, будто Гидеон Вайт из Advent Rising или Нэйтан Дрейк. По законам жанра, герой валится на землю без сил, а в следующий сцене оказывается на заводе по производству клонов. Здесь Промпто встречает Ардина, который очень хочет, чтобы тот узнал правду о своём происхождении, выпускает его из камеры и даёт в руки револьвер.

Вокруг этой самой правды и строится сюжет дополнения. Только вот узнаёт её Промпто минут через 30 после начала игры, а дальше, остальные полтора часа, - он лишь ноет и страдает из-за своего происхождения. К чести сценаристов, нужно сказать, что рефлексия героя показана на непривычно высоком для Final Fantasy XV уровне.

Здесь есть и персонаж-триггер, который заставляет Промпто задуматься о том, что стенания ни к чему не приведут, и личные метания, показанные через галлюцинации. Но оба этапа принятия героем своей природы чрезвычайно затянуты. Хронометраж дополнения под завязку забит картинами физических страданий Промпто и бесполезными для его раскрытия посиделками у костра.

Вторая половина проходит на заснеженных полях, где совершенно нечего делать, кроме как выполнять однообразные задания да улучшать снегоход

А в контексте основного сюжета всё это превозмогание собственных сомнений оказывается пшиком. В финале дополнения Промпто полон решимости, принял себя и отправляется на выручку друзьям, но встретившись с ними, он снова начинает скулить и переживать. Всё, через что прошёл герой, внезапно обесценивается.

Но главная цель, которая стояла перед Episode Prompto, - это создание «мостика» между тем фактом, что Промпто клон, и вторым эпизодом Brotherhood: Final Fantasy XV, повествующим о том, как он познакомился с Ноктисом. Нам должны были объяснить, как именно Промпто оказался в Люцисе и почему жил без родителей. «Мостика» не получилось. Мы узнаём лишь о том, что в возрасте около одного года его похитили из лаборатории безымянные солдаты Люциса и отдали на воспитание какой-то семье. Всё.

Ценность Episode Prompto, конечно, выше, чем у дополнения про Гладиолуса, но всё рассказанное в нём также можно было показать и в рамках основного сюжета. История о дружбе только выиграла бы, если бы товарищи помогли Промпто справиться с его проблемами. Но самое главное - DLC толком не отвечает на вопросы, возникающие после прохождения Final Fantasy XV. Создаётся впечатление, что сценаристы даже не продумали её до конца.

В титрах DLC я столкнулся с багом: слева должны были показывать какие-то сценки, но у меня мутный Промпто завис в воздухе на фоне летящего вверх текста

Episode Prompto просто бросает пыль в глаза. Перед нами будто развиваются какие-то важные события: появляется один из основных антагонистов анимационного фильма Kingsglave, Промпто и Аранея спасают мир и всё такое прочее. Но всё происходящее не добавляет ничего нового ни к образу персонажа, ни к картине мира, ни к основному сюжету игры. Однако на фоне остальных DLC, рушащих каноны и характеры героев, это можно воспринимать как благо.

Эпизод «Игнис»

Можно сколь угодно долго спорить о том, насколько оправдано существование предыдущих двух дополнений, однако для их событий в основном сюжете Final Fantasy XV была подготовлена своего рода база. Гладиолус куда-то ушёл, Промпто упал с поезда. Выстраивать отдельную историю педанта Игниса Сциентия можно было лишь вокруг того эпизода, в котором он потерял зрение.

Его приключение - чистой воды филлер. Сюжет высосан из пальца, а натужная драма ничего кроме раздражения не вызывает. Здесь ситуация схожая с Episode Gladiolus - знакомый персонаж ведёт себя в несвойственной ему манере. Диссонанс не так критичен, но в глаза бросается. Основная проблема в другом - это DLC рушит и без того хрупкий канон Final Fantasy XV.

Практически всё дополнение Игнис пробивается через разрушенную Альтаиссию к алтарю, на котором лежит бездыханное тело Ноктиса. По пути он встречает Равуса, который идёт туда же, но для того, чтобы спасти свою сестру, Лунафрею. Герои отбрасывают разногласия и отправляются на выручку тем, кто им дорог.

До самой кульминации ничего значимого не происходит вообще. Уже у алтаря Игниса настигает Ардин. Солдаты Нифльхейма хватают главного героя, а злодей заносит кинжал над молодым королём. В отчаянии Игнис надевает кольцо Люциев. И, без шуток, это одно из самых глупых решений, которые принимают персонажи Final Fantasy XV. А это говорит о многом.

Игниса снабдили крюком-кошкой и позволили бегать по крышам. Временами DLC напоминает какой-нибудь Assassin"s Creed

Игнис - это голос разума всей четвёрки героев. Он образован и расчётлив, не склонен к опрометчивым решениям и всегда думает на несколько ходов вперёд. Он прекрасно знает, что кольцо Люциев может сделать с тем, в ком не течёт королевская кровь и кого коллективная мудрость монархов Люция сочтёт недостойным.

К тому же он видел перед собой пример Равуса, в своей слепой жажде власти надевшего злополучное кольцо. В Kingsglave оно сразу же сочло его недостойным и сожгло ему руку. Никакой власти или способностей древние короли ему не даровали. То есть нам давали понять: надевая кольцо, ты либо получаешь могущество, либо становишься калекой. Об этом говорится и в официальном гайдбуке Final Fantasy XV Ultimania.

Episode Ignis плюёт на канон. Здесь Игнис слепнет, потому что монархи, ожидаемо, посчитали его недостойным, но он получает и силу, чтобы сразиться с Ардином. Как и почему это произошло, игра объяснить даже не пытается. Очевидно, что всё из-за стремления разработчиков создать драму через добровольное самопожертвование персонажа. Жест получился эффектным, хотя и поднять эту тему можно было, не разрушая канон.

Однако стремление к созданию натужной драмы полностью проявляет себя лишь в альтернативной концовке дополнения. Потрясающе глупым финалом Final Fantasy Type-0 её режиссёр, Хадзиме Табата, пытался выдавить слезу из игрока. Но дешёвая трагедия альтернативной концовки Episode Ignis затыкает ту сцену за пояс.

Разрушенная Альтаиссия всё-таки смотрится красиво

В кульминационный момент DLC Ардин предлагает главному герою присоединиться к нему, и если тот соглашается, злодей отводит Игниса в Гралею. Зачем - непонятно. Зато здесь Игнис снова надевает кольцо и говорит древним монархам, что готов пожертвовать своей жизнью ради Ноктиса. Получив силу королей, Игнис побеждает Ардина. В здании внезапно оказываются Ноктис, Промпто и Гладиолус. Под грустную музыку они склоняются над умирающим другом, скорбят, а молодой король с помощью Кристалла, наконец, восходит на трон.

Этот альтернативный финал - не просто концовка DLC, но концовка всей Final Fantasy XV. Война закончена, Ардин никогда не захватывал Кристалл, мир не погружался во тьму, а Ноктис не сидел в пещере десять лет. И всё благодаря жертве Игниса. С точки зрения кинематографии, эта сцена поставлена недурно. Да только всё это зря: все слёзы и страдания - лишь дешёвый способ вызвать у игрока эмоции. Ведь ничего этого не было. Альтернативная концовка - не канон, поэтому и плакать над ней глупо.

Episode Ignis - это халтура. Самое короткое и бессмысленное из всех DLC. Кажется, что сценаристов обязали написать хоть какую-то историю про Игниса, потому что остальные персонажи получили свои собственные приключения. Из этого дополнения мы узнали, как Игнис ослеп. Но так ли это важно? Вокруг шла битва и персонажу мог просто прилететь какой-нибудь осколок в лицо.

Мы не узнали об Игнисе ничего нового, ведь о его преданности Ноктису неоднократно говорилось как в основной игре, так и в Brotherhood. По-моему, единственная цель, которую преследовали разработчики - показать ещё одну слезливую сцену, пусть даже она будет пришита к сюжету белыми нитками.

Все три «персональных» дополнения, призванных залатать дыры в истории Final Fantasy XV, проваливаются на самом фундаментальном уровне. Более того, они рушат и без того слабо прописанные характеры героев игры. Их существование можно оправдать лишь экспериментами Square Enix над геймплеем, ведь все DLC сильно отличаются друг от друга как структурой уровней, так и боевой системой (Episode Prompto - это вообще шутер от третьего лица).

Даже в бесплатном DLC в честь выхода Assassin"s Creed Origins было больше интересных находок и раскрытия персонажей

Разработчики делают из Final Fantasy XV игру-сервис и уже пообещали поддерживать её дополнениями на протяжении всего 2018 года, «допиливать» сюжет и заделывать дыры. Вот только веры в успех предприятия не было и раньше, на анонсе всех этих альтернативных версий тринадцатой главы и DLC. А после первых попыток на этом поприще кажется, что Square Enix просто пытается реанимировать заведомо мёртвую и откровенно скучную историю. А оно того, очевидно, не стоит.

Написать