Что такое необходимость в обществознании. Существует ли абсолютная свобода. Как свобода трактуется в христианском вероучении

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность - это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) - по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д. Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности
Экзистенциальные (лат. exsistentia - существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.



Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
- это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest - иметь значение) - целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность . Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

  • с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
  • с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
  • социализация.
  1. Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
  2. Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
  3. Виды ответственности:
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
  • Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  • Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

Свобода и необходимость. Понятия и категории

Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

Существует ли абсолютная свобода

Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

Связь свободы и необходимости

В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

Научный подход

С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

в повседневной жизни

Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

Связь с прогрессом

В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

ОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

В Новое и Новейшее время стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма проявилось с особой силой. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе.

2. К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

Неограниченная свобода выбора приведёт к хаосу. Многим людям если дать неограниченную свободу они захотят очень многого и не будут знать предела, а ведь на Земле многие блага сами по себе ограничены и с этим необходимо смириться. Кроме этого, исчезнут правила и законы, не будет наказания за такие страшные преступления как кражи и убийства и т.д. И третий вариант развития событий связан с невозможностью абсолютной свободы. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение при принятии решения. Широко известно нарицательное выражение «буриданов осёл». Французскому философу Ж. Буридану (ок. 1300 - 1358) приписывается рассказ об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода. Также могло бы произойти и с человеком.

3. Как свобода трактуется в христианском вероучении?

В христианском вероучении свободы как таковой – нет. Христиане усматривают здесь Божий Промысел. Им предопределено всё. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но всё в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Мартин Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения.

4. Покажите, как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей.

Очень важно в своих решениях учитывать объективные законы природы, чтобы не попасть в трудную ситуацию. Например, если мы знаем, что в данной местности есть недалеко действующий вулкан, мы не будем здесь строить своё жильё, т.к. это представляет опасность.

5. В чём выражается общественная необходимость?

В самом общем виде общественная необходимость означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Основными механизмами общественной необходимости являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Общественная необходимость воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Общественная необходимость, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

6. Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность».

Связь между данными понятиями очень существенная: свобода подразумевает наличие вариантов выбора. Свобода выбора подразумевает ответственность индивидуума за сделанный выбор.

В общем, термин «свободное общество» используется для обозначения общества, где в действительности функционируют политические и экономические идеалы. В теории свободного общества - все люди имеют свободный доступ к власти и необходимым им ресурсам для реализации своего потенциала. В основе свободного общества лежит три составляющие: экономическая свобода, свобода слова и свобода вероисповедания.

Экономическая свобода основывается на свободном от любого государственного вмешательства функционировании рынка. Единственное, что находится под контролем государства - это защита прав собственности. Цены должны устанавливаться лишь участниками экономических взаимодействий на основе спроса и предложения. При экономической свободе, каждый изготовитель имеет право производить то, что он хочет, а каждый покупатель приобретать любой товар у любого производителя. Тем самым, в свободном обществе не должно существовать монополий, цены не могут искусственно завышаться.

Свобода слова подразумевают под собой право каждого человека оглашать свою точку зрения, отсутствие цензуры. Хотя это право и используется в ряде стран, в реальности его соблюдение очень далеко от идеала. Свобода вероисповедания означает полную свободу в выборе религиозной конфессии, а также право не исповедовать никакую религию вообще.

Человек должен иметь право на неограниченную свободу в собственной жизни, свободу в преследовании собственных целей, но ровно до тех пор, пока он не станет нарушить права других людей. Поэтому государству требуется только обеспечить права каждого человека, а не ущемлять их. Только тогда возможно создание свободного общества.

ЗАДАНИЯ

1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.

Жизнь человека в обществе ограничена законом. И как бы нам не хотелось перейти улицу в неустановленном для этого месте, нас накажут, так как это нарушение правил дорожного движения.

2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?

«Наша жизнь - это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».

«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».

3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода - это выбор».

Свобода - это отсутствие каких-нибудь ограничений стеснений в чем-нибудь. Соответственно, свобода даёт человеку право выбора на всё.

4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

Свободное общество – это общество неограниченное никакими законами. Существовать в таком обществе было бы не возможно, наступил бы хаос. Таким образом, абсолютно свободное общество – это иллюзия, и любой достаточно образованный и думающий человек осознает это. Возможно лишь стремиться к свободе, но при этом важно поступать по совести, не теряя человеческого достоинства, обязательно соотнося свои поступки с комфортом окружающих.

5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо.

Губернатора убьём,

Платить подати не будем,

Во солдаты не пойдём.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.

Такое толкование свободы и приводит к вседозволенности, которая порождает воровство, убийства, ложь и т.д., что и наблюдалось в русских селеньях в начале XX в. при очередной забастовке против помещика.

Свобода и необходимость в деятельности человека

Барьеры не только во вне человека, но и внутри его личности: принципы, убеждения, совесть. Свобода личности не существует отдельно от ответственности (здесь тоже диалектика). Вот как об этом пишет Леонид Мартынов в стихотворении «Свобода»:

Я уяснил,

Что, значит, быть свободным

Я разобрался в этом чувстве трудном

Одном из самых личных чувств на свете,

И знаете, что, значит, быть свободным?,

Ведь это, значит, быть за все в ответе

За все я отвечаю в этом мире,

За вздохи, слезы, горе и потери,

За веру, суеверье и безверье…

Диалектика свободы и необходимости глубоко сидит в сознании человека. В подтверждение этого тезиса:

Мысли о свободе

(из студенческих сочинений)

Свобода – это:

ü это способность превращать свои мечты в реальность;

ü это один из гениальных обманов;

ü это способность во всех возможных вариантах творить Добро;

ü это стимулирующий фактор самореализации человека во всех сферах деятельности;

ü это сумасшествие;

ü это просто жизнь;

ü это отсутствие ниток у марионетки;

ü это необъятное чувство, которое опьяняет, захватывает в свои сети, словно любовь, нагрянувшая нежданно негаданно;

ü это освобождение человека от потребностей своего тела;

ü это свобода мысли;

ü это возможность всестороннего развития;

ü это парусный кораблик, ждущий попутного ветра;

ü это иллюзия, в которой человек постоянно стремится;

ü это высший дар человеку, причем последнему необходимо научиться пользоваться этим даром;

ü это творчество, необходимый атрибут самовыражения;

ü это двигатель прогресса;

ü это самостоятельность и ответственность;

ü это когда ты сидишь в пустой комнате;

ü это способность предвидеть;

ü это жизнь без правил, вызов обществу;

ü это необходимая, осознанная гармония души и тела;

ü это жизнь души после смерти;

ü Свобода – это все!

Прочитав и выполнив индивидуальные творческие задания к этой теме, Вы предметнее, лучше поймете суть изложенных здесь трактовок сущности социума.

Задание 1

«Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают , между тем как люди производят . Уже одно это, правда, основное отличие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».

Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. – М., 1947 – С.171.

Почему – это отличие Ф.Энгельс считает основным?

В силу каких причин невозможно перенесение биологических законов в социальную сферу?

Задание 2

Некоторые философы, например, Г.Спенсер, З.Фрейд и другие считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек – высшее звено биологической эволюции.

Дайте оценку этой точки зрения.

Какие существуют точки зрения на соотношение законов природы и общества?

Задание 3

«Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше ее».

М.Пришвин. Глаза земли.

Что это за «ведущая часть человека»?

В чем отличие природы и общества?

Задание 4

«Аэропорты, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше – окружающей среды»

Р.Рождественский. Кромсаем…

Какая социальная проблема здесь выражена?

В чем различие понятий «окружающая среда» и «окружающая природа»? Каким понятием в социальной философии обозначается окружающая среда?

Задание 5

Дайте определения и сравнительный анализ понятий «природа» и «географическая среда»? Включается ли околоземное космическое пространство в состав географической среды? Аргументируйте свой ответ.

Задание 6

Один из героев романа Д.Гранина «Картина» размышляет: «В природе не может быть главных существ. В ней царит равноправие. … Природа была до человека и, следовательно, может обойтись без человека, так же как без льва, без орла, без всяких этих царей. А появились они для пользы, чем-то они нужны друг другу, так же как нужен комар и муравей. Человек тоже для чего-то полезен, но в отличие от других существ он еще не узнал, для чего он, поскольку он появился недавно. Самомнение мешало ему выяснить».

Какой позиции в социальной философии близка эта точка зрения?

Согласны ли Вы с мнением героя романа?

Задание 7

Один из героев А.П.Чехова рассуждает: «В странах, где мягкий климат, меньше тратится сил на борьбу с природой и потому там мягче и нежнее человек; там люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна, движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их не мрачна, отношения к женщине полны изящного благородства».

Чехов А.П. Дядя Ваня // Избр. произв. – М., 1976. – Т.3 – С.305.

Какому направлению в социологии близка позиция героя? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие эту точку зрения.

Задание 8

Какая социальная проблема отражена в следующем отрывке художественного текста: «Природа болела человеком. Человек не умел видеть землю как живое страдающее существо. Как укрепить силы этого существа? Как повысить производительность биосферы земли?..

До сих пор люди видели в природе, прежде всего, лакомые куски, жадно хватались за них, не заботясь о последствиях. Колокол тревоги звучал слишком тихо».

Д.Гранин. Зубр // Новый мир. – 1987. - №2. – С.91.

Какие существуют технические, экономические, социально-политические решения этой проблемы?

Задание 9

Общество – часть природы. Законы целого воздействуют на составляющие его части. Почему же законы природы недостаточны для функционирования и развития общества?

Задание 10

Дайте сравнительный анализ понятий: «природа», «биосфера», «ноосфера», «техносфера».

Задание 11

В начале прошлого века Ф.Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества.

Ваше отношение к точке зрения Ф.Гальтона?

Аргументируйте свой ответ.

Задание 12

«Люди же наоборот, чем больше они удаляются от животных в узком смысле слова, тем в большей мере они делают свою историю сами».

Ф.Энгельс. Диалектика природы. // К.Маркс, Ф.Энгельс. – Соч. – Т.20. – С.358.

Означает ли это, что законы общества необъективны? Приведите аргументы в доказательство тезиса об объективности законов общества.

Задание 13

Какой методологический принцип познания общества отражен в следующем высказывании: «Голод есть голод, однако, голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»

Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т.46. – Ч.1. – С.28

Задание 14

К. Маркс писал: «История не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»

Соч. Т.2. – С.102.

Этот вывод устраивает и субъективный идеализм. Раскройте понимание этой проблемы К.Марксом.

Задание 15

«Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются, в конечном счете, решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую».

Энгельс Ф. Иозефу Блоху. 21-22 сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф., соч. – Т.37. – С.395.

Приведите исторические и современные подтверждения этого тезиса.

Задание 16

Оцените мировоззренческую и методологическую. Направленность следующего художественного текста: «Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет. Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много – годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне…»

Пастернак Б. Доктор Живаго // Новый мир. – 1988. – №1.

Задание 17

Некоторые представители католической и протестантской философии (М.Маритен, Р.Нибур) считают, что исторический материализм ставит историческую необходимость на место бога, делает человечество рабом необходимости, жертвой рока.

Проанализируйте данную точку зрения.

Задание 18

Какая мировоззренческая позиция выражена в следующих строках О.Хайяма.

Кто мы – Куклы на нитках, кукольщик наш – небосвод.

Он в большом балагане своем представленье ведет,

Нас теперь на ковре бытия поиграть он заставит,

А потом в свой сундук одного за другим уберет.

Задание 19

Прокомментируйте философский смысл известной латинской поговорки: Zata volentera decunt nolentem trahunt – Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.

Задание 20

О. Тоффлер – известный футуролог ХХ в. задает такой вопрос: «Сможет ли человек выжить в условиях свободы?»

Попытайтесь на него ответить.

Задание 21

Что, по вашему, свобода?

Считаете ли Вы себя свободным человеком?

Что ограничивает Вашу свободу?

Задание 22

В одном из афоризмов Козьма Прутков утверждает:

Жизнь нашу удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. – Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на реке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Как философская концепция лежит в основе данного афоризма?

Задание 23

Какая философская идея отражена в следующем полушутливом диалоге между Маленьким принцем и королем из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери:

Как же заход солнца? – напомнил Маленький принц…

Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

А когда условия будут благоприятными? – осведомился Маленький принц.

Гм, гм, - ответил король, листая толстый календарь. – Это будем гм… гм… сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.

Задание 24

Проанализируйте следующие определения свободы:

«Быть свободным – значит быть самой собой… Человек обречен, быть свободным» Ж.П.Сартр.

«Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной действительности». Философский энциклопедический словарь.

«Кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом» Г.В.Ф.Гегель.

«Свобода – это круглая пробка в квадратной дырке» О.Хаксли.

Задание 25

«Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций».

К.Маркс Капитал. – Т.1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.23. – С.18.

Раскройте на конкретных примерах содержание данного текста.

Задание 26

Будет ли грубой ошибкой отождествление производительных сил с техникой? Почему? Дайте сравнительный анализ понятий «экономический базис общества» и «технический базис общества». Приведите примеры.

Задание 27

Выделите главную производительную силу общества?

1. Орудия труда.

2. Техника.

4. Человек.

Задание 28

Выделите из названных общественных отношений производственные:

1. Между средствами труда и предметом труда;

2. Между рабочим и предметом труда;

3. Между рабочими различных специальностей и процессом труда;

4. Между государством и рабочими;

5. Между владельцем завода и рабочими;

6. Между начальником смены и рабочими;

7. Между собственником предприятия и посреднической торговой фирмой;

8. Между государством и владельцем завода.

Задание 29

Выделите положение, наиболее точно характеризующее соотношение понятий научно-техническая революция (НТР) и научно-технический прогресс (НТП):

1. НТР и НТП одно и то же, совпадают по времени и содержанию: характеризуют изменения в технике на базе научных знаний

2. Эти понятия не совпадают вообще, отражая различные общественные процессы

3. Понятие НТП более широкое, НТР – один из этапов НТП

4. Понятие НТР более широкое, технический прогресс один из этапов НТР

Задание 30

Среди названных направлений НТР выделите главное, определяющее все остальные:

1. использование в производстве наукоемких технологий;

2. химизация производства;

3. автоматизация производства;

4. освоение космоса;

5. использование новых источников энергии;

6. развитие кибернетики, информационный взрыв;

7. изменение характера труда, онаучивание труда;

8. использование новых материалов, создание материалов с заранее заданными свойствами.

Пополните свой словарь следующими понятиями:

общество, общественное производство, материальное производство, духовное производство, общественные отношения, географическая среда, народонаселение, способ производства, научно-техническая революция, фатализм, волюнтаризм .


Свобода – наиболее часто употребляемое в повседневной жизни понятие. На свободу выходят люди после отбытия наказания, или, как ещё говорят «из мест лишения свободы». О свободе слова, собраний, волеизъявления говорят основные законы государств, гарантируя тем самым конституционные права граждан. Экономическая свобода является основой рыночной хозяйственной системы, на которой базируется современная экономика практически всех государств мира. Свободу воспевают поэты и художники, политики и революционеры, призывающие общество освободиться от рабства, социальной, материальной и моральной зависимости. Художники, писатели, дизайнеры часто обращаются к теме свободы самовыражения.

Свобода, таким образом, понятие многозначное, понимаемое по-разному в зависимости от контекста. В повседневной, бытовой трактовке свобода означает возможность поступать так, как хочется. В более точной формулировке свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей .

Различают внутреннюю и внешнюю свободу. Под внутренней свободой подразумеваются моральные устои и нравственные ограничения, через которые человек разрешает или не разрешает себе преступать по ходу движения по карьерной лестнице, в дружбе, любви, бизнесе, взаимоотношениях с родственниками, коллегами, незнакомыми людьми. Позволяет ли человеку его совесть, внутренний мир, принципы совершать предательство, применять насилие, обманывать родителей или работодателя, присваивать чужое, устранять конкурентов любыми методами? На что готов «свободный человек», освобождённый вождём от нравственных принципов, говоря, что только к людям своей национальности ты должен относиться надлежащим образом, уважая их чувства и права. Если мы уважаем человеческие права других людей, невзирая на своё право сильного, то мы самоограничиваем себя внутренне, преобразуя вседозволенность в относительную свободу .

Помимо внутренних ограничителей на человека оказывают влияние внешние обстоятельства – правовые нормы, обычаи, традиции, правила хорошего тона, трудового распорядка, социального или криминального контроля. За нарушение писаных или неписаных норм каждый человек несёт ответственность – моральную, административную, уголовную.

Когда человек реализует свою внутреннюю или внешнюю свободу, он неизбежно становится перед выбором – какой из имеющегося вариантов действий предпринять, какую альтернативу воплощать в жизнь. Например, стоит ли уступить в транспорте место старушке или сделать вид, что ты её не заметил? Следует ли включать громко музыку, заведомо зная, что она мешает соседям, среди которых есть дети и больные? Анализируя подобные ситуации, мы приходим к выводу о том, что, живя в обществе, мы не можем быть свободными от него — наши свободы и права ограничиваются такими же правами и свободами других граждан. И если мы игнорируем права окружающих, то и они начинают действовать аналогично. Формируется ситуация, которую английский мыслитель Томас Гоббс назвал «войной всех против всех». Из сказанного вытекает принцип, что свобода – это «познание необходимости», согласно которому свобода – это не воображаемая независимость от законов, а способность выбирать, принимать решения со знанием дела.

Свобода и необходимость занимают особое место в религиозных системах мира. Одни из них учат, что свободы человека и свободы воли на самом деле нет, это не более, чем иллюзия; всеми процессами на земле управляет фатум , высшие силы. Этому учению противостоит вера в то, что человек ответствен за свои поступки, он сам осуществляет свой выбор. Эти две концепции – детерминизма и свободы выбора – составляют основу миропонимания в религиозной философии.