Бес (египетская мифология). Египетская мифология: Бес

Среди многих представителей египетского пантеона чаще всего на скарабеях изображаются кривоногие карликообразные божества, одетые в львиную шкуру и с львиным хвостом, в повязке из перьев, известные под собирательным названием - Бесы. Бес почитался в Египте как покровитель рожениц и маленьких детей, змееборец, страж. Некоторые считают Беса египетским богом, другие настаивали на его переднеазиатском происхождении, третьи предполагали, что Бес появился под влиянием южноафриканской религии.

Впервые изображение бога Беса известно по памятникам Среднего царства, но есть основания предполагать, что культ этого божества зародился в более раннее время. От периода Древнего царства сохранились статуэтки карликов из слоновой кости, очень близкие по своему облику иконографии Беса.

Как змееборец, страж Бес изображался на магических жезлах Среднего царства. Надписи на жезлах называют его "бойцом". В это же время он приобретает облик карлика на кривых ногах, с львиной гривой, спадающей на плечи. У большинства изображений Беса периода Среднего царства лицо трактовано как маска в виде морды льва. На изображениях Беса XVIII династии маска сливается с лицом, а львиная шкура превращается в покров Беса.

Начиная с Нового царства Бес почитался как покровитель рожениц и маленьких детей. В сцене рождения Хатшепсут на храме в Деир эль-Бахри присутствует бог Бес, помогающий появлению на свет будущей царицы.

Характерные для периода XVIII династии представления о Бесе как носителе доброго начала, защитнике и покровителе проявились в его иконографии. У Беса смешной вид, доброе выражение лица. Такие Бесы изображены на деревянных рельефах кровати из гробницы родителей царицы Тии. На скарабее этого времени в руках у Беса бубен, так как он бог радости и веселья, под аккомпанемент которого пляшут в безудержном танце. Но бубен не только музыкальный инструмент, но и оружие, помогающее в борьбе со злыми силами.

Вероятно, Новым царством следует датировать скарабеи с изображением Беса, тянущего из большого сосуда вино. Эти изображения связаны с представлением о Бесе как "вакхическом божестве". В мифе о возвращении Хатор-Тефнут из Нубии в качестве спутников пьяной львицы упоминается Бес.

Поскольку в это время распространено представление о Бесе как покровителе семейного уюта и женской красоты, его изображали на ручках зеркал, подвесках, туалетных ложечках, подголовниках, опахалах.

Благодаря своим апотропеическим функциям, Бес среди немногих богов сохранился в амарнской религии. В Ахетатоне найдены разнообразные бусы, подвески, амулеты, скарабеи с фигурой бога-уродца. В ахаменидский период выражение лица бога утрачивает былое добродушие и становится злым и агрессивным; воинственные черты в характере Беса делаются доминирующими, его всегда изображали с оружием.

Культ Беса, приняв некоторые аспекты античных богов, сохранился и в греко-римском Египте. Для этого времени характерны сюжеты, изображающие Беса, его супругу и детей.

Почитание Беса, имевшее место на протяжении длительного времени, претерпев ряд изменений, проникло в первые века новой эры даже в христианскую иконографию 1.

Характерной чертой многих мифологий, в том числе и египетской, является обожествление животных. В Египте воплощенные в животных божества первоначально считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот - в виде человека с головой ибиса, Анубис - в виде человека с головой шакала. При этом сохранялось почитание и чисто зооморфных образов. Анубис - бог мертвых - почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб, наряду с упомянутым антропо-зооморфным образом.

Египетский Бес с бубном в руках изображал и самого бога, и жреца, исполняющего в ритуале функцию бога. В ритуале бога-животного заменяет шаман в маске животного, в его шкуре, с его именем и повадками. При этом маска могла сливатьсяс лицом не только на изображениях, не только в ритуале (например, во время камлания шамана), но и в жизни. На "роль" Беса избирался похожий на Беса. Это не означает, что жрец должен должен был походить на льва. Внешнее отличие от обычных людей, уродство могло служить заменой, синонимом похожести=божественности.

Если в советское время артистам, игравшим Ленина, запрещали в другое время исполнять комические роли, то в Египте, в период XVIII династии, Бес-жрец и в "свободное время" должен был оставаться веселым, добродушным и пьяным, а в ахаменидский период, напротив, злым, воинственным, вечно бряцающим оружием. Хотя, с другой стороны, воинственность никогда не исключала веселье и пьянство.

Не похожий на других, уродливый, мудрый, его веселье агрессивно и агрессия всегда в форме осмеяния, тот, кто всегда на границе - между жизнью и смертью, божественным и профанным, незнанием и знанием, тот, кто помогает разродиться земле, женщине и незнающему. Это портрет шута, трикстера, юродивого.В разное время, в разных культурах функции шута могли отличаться, но практически неизменным оставалось его уродство или некая маска (жест, речь, поведение в целом), которая заменяла шуту физическое уродство.

В "Натьяшастре" даются подробные указания относительно внешности и поведения видушаки, героя санскритской драмы (v,idūsaka - "вредитель"). Он должен быть карликом с торчащими зубами, лысым, горбатым, хромым, со смешной походкой и неясной речью.

Шут Терсит появляется у Гомера в "Илиаде" (II, 212-277): "Вечно искал он царей оскорблять, презирая пристойность, / Все позволяя себе, что казалось смешно для народа. / Муж безобразнейший, он меж данаев пришел к Илиону; / Был косоглаз, хромоног; совершенно горбатые сзади / Плечи на персях сходились; глава у него подымалась / Вверх острием, и была лишь редким усеяна пухом. / Враг Одиссея и злейший еще ненавистник Пелида, / Их он всегда порицал; но теперь скиптроносца Атрида / C криком пронзительным он поносил...".

Платон в "Горгии" упоминает трикстера Терсита среди "других мерзавцев из простого звания" (525 d).

Ни у Гомера, ни у Платона не находится ни одного доброго слова для Терсита, но было бы наивно предполагать, что тот и другой забыли о смысле уродства Терсита и о смысле роли Терсита в целом. И во время Гомера, и во время Платона, и во время Шекспира, и во время Петра I "царей оскорблять, презирая пристойность", было ритуальной функцией шута или юродивого (в православной традиции). "Критика" Терсита у Гомера и Платона (последний поминает Терсита недобрым словом и в "Государстве" (620 с)), вероятно, свидетельствует как раз о том, что традиция шута в их время была как никогда жива и Терситов было много, может быть, чересчур много. Недостатка в желающих покритиковать власть не было никогда (ср. проблему лже-юродства в Византии и в России).

В диалоге Платона "Пир" Алкивиад (афинский государственный деятель и полководец) сравнивает Сократа с силеном: "Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов. Так вот, Сократ похож, по-моему, на сатира Марсия. Что ты сходен с силенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не станешь оспаривать. А что ты похож на них и в остальном, об этом послушай. Скажи, ты дерзкий человек или нет? Если ты не ответишь утвердительно, у меня найдутся свидетели... Ты же ничем не отличаешься от Марсия, только достигаешь того же самого без всяких инструментов, одними речами... Когда я слушаю его [Сократа], сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы... Да я и сейчас отлично знаю, что стоит лишь мне начать его слушать, как я не выдержу и впаду в такое же состояние. Ведь он заставит меня признать, что при всех моих недостатках я пренебрегаю самим собою и занимаюсь делами афинян. Поэтому я нарочно не слушаю его и пускаюсь от него, как от сирен, наутек... И порою мне даже хочется, чтобы его вообще не стало на свете, хотя, с другой стороны, отлично знаю, что, случись это, я горевал бы гораздо больше" (215a-216c).

"Уродство" Сократа - общее место в историях философии всех эпох. В контексте нашей темы любопытно и то, что свой метод философствования Сократ называл майевтикой, повивальным искусством, и полагал, что помогая рождению истины, продолжает дело своей матери, повитухи Фенареты.

Физическое уродство сохраняло свою знаковость - как символ приобщения человека к высшему знанию - и вне какой бы то ни было внешней связи с ритуалом, шутовством и весельем. "В греческой культуре рано выявляется чрезвычайно острое переживание видимости как пустой "кажимости". По этой логике мудрец, т.е. разоблачитель видимости и созерцатель сущности, должен быть слеп. Еще в мифе и легенде вещий Тиресий, вещий Гомер, вещий Демодок - слепцы; притом о Тиресии известно, что слепота дана ему одновременно с пророческим даром; о Гомере говорили, что его ослепила Муза. Особенно колоритен знаменитый рассказ о Демокрите, выжегшем себе глаза, чтобы яснее видеть невидимое".

Список литературы

1. Ходжаш С. И. Скарабеи с изображениями бога Беса // Мировая культура: Традиции и современность. М., 1991, с. 91 - 99.

Бэс - популярное божество Древнего Египта
Бес (Бэс) – древнеегипетский бог, защищающий и охраняющий людей от бед, в виде уродливого человека-карлика. Это один из самых популярных и многоплановых богов в египетском божественном пантеоне .

Бес был богом-защитником от злых духов, покровительствовал роженицам, заботился о детях, охранял семью, одновременно был богом, который был тесно связан с танцами, весельем и музыкой.

Считалось также, что этот бог защищает человека от укусов крокодилов, скорпионов и змей.

Бэс не имел культовых центров, храмов, своих священнослужителей, но он был одним из самых популярных божеств в Древнем Египте.

Маленький бог с большими возможностями

Бэс часто изображался на мебели, зеркалах, туалетных принадлежностях и т.д. Изображение Беса на сосудах для косметики должно было охранить содержащиеся в нем масла и придать им целебную силу, а женщине – владелице сосуда – особую красоту.

Зеркало с рельефным изображением бога Беса сохраняло жизнь человеку, так как египтяне считали отражение равным человеку. Бог Бес, изображенный на деревянной подставке для головы – "подголовнике", охранял покой спящего.

Амулетов с изображениями Бэса сохранилось огромное количество. Одной из самых интересных и крупнейших коллекций в мире предметов египетской древности и искусства, связанных с Бэсом, располагает Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. Здесь таких предметов более 250.

Бэс всегда изображается нарочито уродливым, с кривыми ногами, с широким бородатым лицом, искаженным гримасой. Иногда в его облике присутствуют отдельные кошачьи или львиные черты. На голове Бэса обычно находится большая тиара из перьев или листьев.

Считалось, что такой внешний вид Бeса уже сам по себе отпугивает злых духов.

Когда изображение Бэса вырезано или нарисовано на стене, оно никогда не показано в профиль, но всегда только в фас, что является достаточно редким для египетского искусства.

Египтяне верили, что Бэс может голыми руками задушить медведя, льва или змею. Он даже прозвище имел - «борец». Но часто Бэс изображается с ножом в руках, которым он готов поразить врагов фараона и людей.

Веселый карлик и добрый защитник

Несмотря на свою свирепость к злым духам, Бэс – доброе и веселое божество. Он всегда на стороне и рядом с более могущественными богами - Амоном , Мином , Ра , Гором (когда Гор был маленьким, Бэс его защищал, в частности от змей).

Добрый карлик помогает женщинам при родах (статуэтку Бeса держали рядом роженицей), а потом развлекает и защищает детей. Считалось, что когда ребенок улыбается или смеется без всякой очевидной причины, то он видит смешные рожицы, которые ему корчит Бэс.

Чтобы злые духи не проникли в дом, вход в него охраняла статуэтка или изображение этого бога. Татуировка на теле в виде Бэса тоже, как считалось, оказывала защищающее действие. Музыканты делали такую татуировку из-за ассоциации Бэса с музыкой и весельем.

Предполагают, что храмовые проститутки (были в Древнем Египте и они) делали татуировку с изображением этого бога-карлика у себя на лобке, чтобы предотвратить венерические заболевания, а также обеспечить всяческое изобилие.

Бэс – не одинокое божество. У него есть супруга – богиня Бeсит (Бэсит) . Интересно, что часто на изображениях этой супружеской пары богиня держит Бeса на своих плечах или на голове.

Необычное божество даже для Египта

Пока достоверно не установлено, является ли культ Бэса собственно египетским или пришел в Египет со стороны. Однако Бeс упоминается в документах Верхнего Египта, относящихся еще к периоду Древнего царства. Упоминание об этом божестве есть в "Книге мертвых " – знаменитом "своде" древнеегипетских религиозных представлений II тысячелетия до н.э. Видимо, в это время его известность в Египте была локальной.

Широкое и повсеместное распространение культ божка приобрел уже в период Нового царства. Археологи нашли многочисленные маски и части костюмов Бэса, датирующиеся периодом Нового царства. Некоторые из них имеют следы регулярного использования и таким образом, они, возможно, были собственностью профессиональных артистов.

Бeс был так популярен среди простых египтян, что даже во времена религиозной реформы Эхнатона, заменившего всех богов одним Атоном, люди продолжали хранить амулеты и статуэтки этого божка, что подтверждают раскопки в Амарне (там была столица Эхнатона).

Змееборец, хранитель домашнего очага, покровитель женской красоты, покровитель дома, семьи, рождаемости, младенцев, детей, юмора, песни и танцев, Бeс – необычный бог даже для Древнего Египта, в котором было огромное количество всяческих богов.

В Древнем Египте почитали еще одного божка-карлика - Патайкоса (Патека) , также обладавшего защитными функциями. Но он, в отличие от Беса, всегда изображается безбородым и, как правило, лысым.

Компаньоном, а иногда и мужем Таурт выступает бог Бес, карлик (или великан), уродливый душитель змей в тиаре из перьев или листьев, которого в ранний период тоже помешали среди звезд, идентифицируя как созвездие Змееносца. Имя этого бога произошло от слова беса , обозначающим одну из крупных кошек, Cynaelurus guttatis . Шкура этого животного составляла его одеяние и «вполне возможно, что его называли по имени животного, в которое он, согласно представлениям египтян, иногда воплощался».

С этим божеством была связана богатая мифология, но поскольку она большей частью существовала в устной традиции, до нас дошли только отрывки историй, посвященных Бесу. Во всех сценах, изображающих Беса, он присутствует при рождении царя или бога солнца. Одно из древнейших изображений бога Беса найдено на барельефе храма, построенного царицей Хатшепсут около 1600 г. до н. э. Оно представляет Беса в сцене, имеющей отношение к рождению основательницы храма. Фигура Беса изображается во всех домах рождения египетских храмов, он всегда присутствует при рождении царя или бога солнца. «Его также изображают держащим на левой руке Гарпократа, молодого бога солнца, и дающим ему пищу из свой правой руки, или же он несет ребенка на своем плече». Однако покровительство Беса предполагало не только обеспечение ребенка пищей, но и его развлечение. Поэтому Бес часто изображался смеющимся над ребенком, танцующим нелепые танцы и играющим для него на арфе, что сделало его со временем богом танцев, музыки и веселья, известного в этой ипостаси как Бес-хит («Бес танцующий»).

Он любил женские искусства - плетение венков, приготовление косметики и пр. К тому же Бес был любителем выпить хмельное и часто изображался сосущим через соломинку пиво из больших кувшинов. Бес был популярен не только как душитель змей, но и как ловец львов, кабанов и антилоп. Эти способности сделали его не только защитником от зверей и духов, но и вообще отвратителем зла, известного как Бес-Аха («Бес-воин»). По этой причине изображения Беса наносили на деревянные подголовники для сна, помещали над дверями, украшали ими спальные места, прикрепляли к зеркалам и коробочкам для румян (мази и румяна служили не только заботе о красоте, но также защитой от злого взгляда). Амулеты, изображавшие этого кривоногого карлика пользовались особенной популярностью. Отличительной чертой изображений Беса было представление его в фас, а не в профиль, как других богов. Подобные «амулеты в виде Беса или его гримасничающего лица с высунутым языком найдены во многих районах древнего мира, включая территории Северного Причерноморья, Средней Азии, Урала и Сибири».

Важнейшими атрибутами Беса являются бант са (символ защиты), нож как средство обороны и музыкальный инструмент, звук которого должен был отпугнуть злых духов. Образ уродливого Беса с карикатурным лицом стал собирательным, вобрав в себя образы множества уродливых карликов-демонов со старческими добродушными лицами, в перьевых тиарах, часто изображавшихся с высунутым языком. Первоначально эти существа носили львиную шкуру, от которой позже остались только уши зверя и хвост. Изображения карликовых человечков похожих на позднейшего Беса, встречаются уже на глиняных сосудах Додинастического периода. Во время 18-й династии были популярны изображения крылатого Беса. Со времени Нового царства Бес часто носит на груди голову и лапы пантеры. «С ним также стали связывать солнечных львов, и его стали считать одним целым с богом Сепдом, владыкой Востока, покорителем горных племен Синайского полуострова».

Считали также этого бога владыкой Пунта, «т. е. южных стран на обоих берегах Красного моря». Однако «вся его внешность и одеяние указывают скорее на какую-то африканскую и, несомненно, негритянскую страну к югу от Египта, которая была местом, где он появился». Возможно его прообразом были какие-то боги, имевшие вид карликов, «чьими моделями, похоже, были неродившиеся или рахитичные дети». Вытесненные хамитскими племенами с южных границ Египта, эти негритянские племена ушли на юг, а поскольку «цивилизация этих хамитских народов зависела от цивилизации египтян... они почитали не первоначальный образ Беса, а ту его форму, которая затем пользовалась поклонением в Египте». В подземном царстве образ Беса-карлика меняется на образ человека нормального роста или даже великана. Здесь он выступал как мстительное божество, угрожающее грешникам вырезать их сердца своим ножом.

Самыми древними карликовыми божествами являются Бесы женского пола. «Обнаженная богиня Бес... появляется не только в самом позднем периоде, когда мы находим мужское и женское божество этого типа среди богов, имеющих в основном звездный характер, но также на магических жезлах XII династии». По неизвестной причине в период пирамид не было официального культа этих богов, не найдены изображения Беса на магических предметах, и даже позднее Бес пользовался почитанием только простого народа. Лишь после 1000 г. до н. э. образ Беса приобрел широкую популярность и кривоногие, неразвитые боги-карлики стали образцами для божеств, воплощавших в себе «универсальную или примитивную силу природы».

С Двадцать шестой династии культ Беса приобрел такую популярность, что многие имена собственные стали сочетаться с его именем. С ним стали связывать солнечных львов и в конце концов полностью смешали с Гором с ястребиной (соколиной) головой. Все, кто носил его изображение в качестве амулета, находились под его защитой. Геродот называл охранные амулетные фигуры Беса на носу финикийских кораблей «представителями Гефеста» (то есть Птаха из Мемфиса), называя их Pataikoi, или «маленькие Пта».

Бес - не отдельное божество, а собирательное название различных, отличающихся друг от друга карликовых божеств, которые начиная с эпохи Нового царства смешиваются, сливаются друг с другом. Бес, - изображенный с ножом, большей частью назывался «Аха » («боец против опасности и зла»), Бес танцующий - Хит, или Хати. Карликовые боги нередко изображались вместе с богиней Хатхор . Окончательное формирование культа Беса связано с отождествлением десяти Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] второстепенных божеств (собственно нубийского Беса, Аха , Амама, Хайета, Ихти, Мефджета, Менева, Сегеба, Сопду и Тетену)[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] в едином божестве, которое известно под именем Беса.

    Карлик Бес.JPG

    Карлик Бес. Остров Филе, Асуан.

    Egypte louvre 012.jpg

Распространение

Сохранилось огромное количество имевших защитный характер амулетов в виде Беса. Их находят при археологических раскопках далеко за пределами Египта, в частности в Передней Азии , на побережье Средиземного и Эгейского морей , в Северном Причерноморье , на Урале , в Сибири , в Средней Азии вплоть до Алтая .

У современных исследователей есть сведения только о почитании Беса в позднейшие эпохи египетской истории - периоды Нового и Позднего царств, однако первые упоминания о Бесе можно обнаружить в источниках Среднего царства . Вероятнее всего, образ уродливого бога-карлика был заимствован египтянами из Нубии или же сложился в конце Древнего царства под впечатлением от находившихся при дворе фараонов VI династии карликов-пигмеев из тропических лесов Центральной Африки.

Впоследствии культ Беса был воспринят финикийцами и киприотами .

Бес в литературе

В романе Брэма Стокера «Логово белого червя » Эдгар Касуолл находит статуэтку Беса и отправляет её к своему воздушному змею-коршуну.

В романе Томаса Манна «Иосиф и его братья » - земное воплощение Беса - добрый карлик с тем же именем - покровитель Иосифа в доме Петепра.

Напишите отзыв о статье "Бес (египетская мифология)"

Примечания

Литература

Дополнительная литература

  • Баллод Ф. В. Введение в историю бородатых карликообразных божеств в Египте. - М ., 1913.
  • Баллод Ф.В. Ваза с фигурой изображением Беса // Памятники Музея Изящных Искусств. - М ., 1912. - Вып. I . - С. 31–36 .
  • Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - М .: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. - 336 с.
  • Попов М. // Мир фантастики . - № 7 (71); июль 2009 . - С. 126-130 .
  • Павлов В. В., Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. - М .: Искусство, 1985. - 116 с. + 219 ил. с. - (Из истории мирового искусства).
  • Ходжаш С. И. Изображения древнеегипетского бога Беса в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. - М .: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2004. - 173 с.

Отрывок, характеризующий Бес (египетская мифология)

– Их привезли из другого мира когда-то. Их мир умирал, и мы хотели их спасти. Сперва думали – они смогут жить со всеми, но не смогли. Они живут очень высоко в горах, туда никто не может попасть. Но если долго смотреть им в глаза – они заберут с собой... И будешь жить с ними.
Стелла поёжилась и чуть отодвинулась от стоявшей рядом Лилис... – А что они делают, когда забирают?
– Ничего. Просто живут с теми, кого забирают. Наверно у них в мире было по-другому, а сейчас они делают это просто по-привычке. Но для нас они очень ценны – они «чистят» планету. Никто никогда не болел после того, как они пришли.
– Значит, вы их спасли не потому, что жалели, а потому, что они вам были нужны?!.. А разве это хорошо – использовать? – я испугалась, что Миард обидится (как говорится – в чужую хату с сапогами не лезь...) и сильно толкнула Стеллу в бок, но она не обратила на меня ни какого внимания, и теперь уже повернулась к Савии. – А вам нравится здесь жить? Вы грустите по своей планете?
– Нет-ет... Здесь красиво-сиво-иво...– прошелестел тот же мягкий голос. – И хорошо-ошо...
Лилис неожиданно подняла один из своих сверкающих «лепестков» и нежно погладила Стеллу по щеке.
– Малыш-ка... Хорошая-шая-ая... Стелла-ла-а... – и у Стеллы над головой второй раз засверкал туман, но на этот раз он был разноцветным...
Лилис плавно махнула прозрачными крыльями-лепестками и начала медленно подниматься, пока не присоединилась к своим. Савии заволновались, и вдруг, очень ярко вспыхнув, исчезли...
– А куда они делись? – удивилась малышка.
– Они ушли. Вот, посмотри... – и Миард показал на уже очень далеко, в стороне гор, плавно паривших в розовом небе, освещённых солнцем дивных существ. – Они пошли домой...
Неожиданно появилась Вэя...
– Вам пора, – грустно сказала «звёздная» девочка. – Вам нельзя так долго здесь находиться. Это тяжело.
– Ой, но мы же ещё ничего ничего не успели увидеть! – огорчилась Стелла. – А мы можем ещё сюда вернуться, милая Вэя? Прощай добрый Миард! Ты хороший. Я к тебе обязательно вернусь! – как всегда, обращаясь ко всем сразу, попрощалась Стелла.
Вэя взмахнула ручкой, и мы снова закружились в бешеном водовороте сверкающих материй, через короткое (а может только казалось коротким?) мгновение «вышвырнувших» нас на наш привычный Ментальный «этаж»...
– Ох, как же там интересно!.. – в восторге запищала Стелла.
Казалось, она готова была переносить самые тяжёлые нагрузки, только бы ещё раз вернуться в так полюбившийся ей красочный Вэйин мир. Вдруг я подумала, что он и вправду должен был ей нравиться, так как был очень похож на её же собственный, который она любила себе создавать здесь, на «этажах»...
У меня же энтузиазма чуточку поубавилось, потому что я уже увидела для себя эту красивую планету, и теперь мне зверски хотелось что-нибудь ещё!.. Я почувствовала тот головокружительный «вкус неизвестного», и мне очень захотелось это повторить... Я уже знала, что этот «голод» отравит моё дальнейшее существование, и что мне всё время будет этого не хватать. Таким образом, желая в дальнейшем оставаться хоть чуточку счастливым человеком, я должна была найти какой-то способ, чтобы «открыть» для себя дверь в другие миры... Но тогда я ещё едва ли понимала, что открыть такую дверь не так-то просто... И, что пройдёт ещё много зим, пока я буду свободно «гулять», куда захочу, и что откроет для меня эту дверь кто-то другой... И этим другим будет мой удивительный муж.
– Ну и что будем дальше делать? – вырвала меня из моих мечтаний Стелла.
Она была расстроенной и грустной, что не удалось увидеть больше. Но я была очень рада, что она опять стала сама собой и теперь я была совершенно уверена, что с этого дня она точно перестанет хандрить и будет снова готова к любым новым «приключениям».
– Ты меня прости, пожалуйста, но я наверное уже сегодня ничего больше делать не буду... – извиняясь, сказала я. – Но спасибо тебе большое, что помогла.
Стелла засияла. Она очень любила чувствовать себя нужной, поэтому, я всегда старалась ей показать, как много она для меня значит (что было абсолютной правдой).
– Ну ладно. Пойдём куда-нибудь в другой раз, – благодушно согласилась она.
Думаю, она, как и я, была чуточку измождённой, только, как всегда, старалась этого не показать. Я махнула ей рукой... и оказалась дома, на своей любимой софе, с кучей впечатлений, которые теперь спокойно нужно было осмыслить, и медленно, не спеша «переварить»...

К моим десяти годам я очень сильно привязалась к своему отцу.
Я его обожала всегда. Но, к сожалению, в мои первые детские годы он очень много разъезжал и дома бывал слишком редко. Каждый проведённый с ним в то время день для меня был праздником, который я потом долго вспоминала, и по крупиночкам собирала все сказанные папой слова, стараясь их сохранить в своей душе, как драгоценный подарок.
С малых лет у меня всегда складывалось впечатление, что папино внимание я должна заслужить. Не знаю, откуда это взялось и почему. Никто и никогда мне не мешал его видеть или с ним общаться. Наоборот, мама всегда старалась нам не мешать, если видела нас вдвоём. А папа всегда с удовольствием проводил со мной всё своё, оставшееся от работы, свободное время. Мы ходили с ним в лес, сажали клубнику в нашем саду, ходили на реку купаться или просто разговаривали, сидя под нашей любимой старой яблоней, что я любила делать почти больше всего.

В лесу за первыми грибами...

На берегу реки Нямунас (Неман)

Папа был великолепным собеседником, и я готова была слушать его часами, если попадалась такая возможность... Наверное просто его строгое отношение к жизни, расстановка жизненных ценностей, никогда не меняющаяся привычка ничего не получать просто так, всё это создавало для меня впечатление, что его я тоже должна заслужить...
Я очень хорошо помню, как ещё совсем маленьким ребёнком висла у него на шее, когда он возвращался из командировок домой, без конца повторяя, как я его люблю. А папа серьёзно смотрел на меня и отвечал: «Если ты меня любишь, ты не должна мне это говорить, но всегда должна показать…»
И именно эти его слова остались для меня неписанным законом на всю мою оставшуюся жизнь... Правда, наверное, не всегда у меня очень хорошо получалось – «показать», но старалась я честно всегда.
Да и вообще, за всё то, кем я являюсь сейчас, я обязана своему отцу, который, ступенька за ступенькой, лепил моё будущее «Я», никогда не давая никаких поблажек, несмотря на то, сколь беззаветно и искренне он меня любил. В самые трудные годы моей жизни отец был моим «островом спокойствия», куда я могла в любое время вернуться, зная, что меня там всегда ждут.
Сам проживший весьма сложную и бурную жизнь, он хотел быть уверенным наверняка, что я смогу за себя постоять в любых неблагоприятных для меня, обстоятельствах и не сломаюсь от каких бы то ни было жизненных передряг.
Вообще-то, могу от всего сердца сказать, что с родителями мне очень и очень повезло. Если бы они были бы чуточку другими, кто знает, где бы сейчас была я, и была ли бы вообще...
Думаю также, что судьба свела моих родителей не просто так. Потому, что встретиться им было вроде бы абсолютно невозможно...